ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

При организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». СКАЧАТЬ.

 

Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием
дистанционных технологий.
СКАЧАТЬ

Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции).

Электронное обучение предполагает что учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.

Не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.

Формат проведения уроков:

  • реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий;
  • реализация образовательных программ с частичным применением дистанционных образовательных технологий в комбинации с электронными средствами и офлайн-ресурсами.

При принятии решения о переводе всех или отдельных классов образовательной организации на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, локальные акты разрабатываются и принимаются на основе Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41).

При составлении расписания дистанционных уроков образовательная организация должна обеспечивать соблюдение Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня:

для обучающихся 1 классов - не должен превышать 4 уроков и один день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю - 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;

для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

 для учащихся 1-2 классов - не более 20 минут,

для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут,

для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут,

для учащихся 7-11 классов - 35 минут.

Затраты времени на   выполнение домашнего задания:

во 2­-3 классах - 1,5 ч.

в 4-5 классах - 2 ч.

в 6-8 классах - 2,5 ч.

в 9-11 классах - до 3,5 ч.

Для организации оперативного информирования: сайт  школы,   чаты,   электронный  журнал, по электронная почта.  

Модели взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации
образовательных программ с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий

В зависимости от уровня технической оснащенности образовательной организации и наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся школа может реализовывать одну из четырех моделей организации взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

  1. При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
  • учебники и пособия на бумажных носителях;
  • учебники и пособия в электронном формате;
  • электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
  • федеральные и региональные образовательные телеканалы;
  • платформы для организации онлайн-уроков.

Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:

  • дистанционных уроков (видеоконференций);
  • электронных уроков (ссылок, списков ссылок на        тренажеры, ссылок на
  • видеозаписи уроков, подкасты);
  • уроков на образовательных телеканалах;
  • самостоятельной работы ученика.
  1. При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
  • учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
  • образовательные телеканалы;
  • инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей.

  1. При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
  • учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
  • учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
  • инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
  • образовательные телеканалы.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.

  1. При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
  • учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
  • образовательные телеканалы;
  • инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.

Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя.

 

Рекомендации по выбору формы организации образовательного процесса:

Для 1-4, 9 и 11 классов предпочтительным будет очное синхронное обучение. Возможно сочетание очного и дистанционного форматов. Так, для 9 и 11 классов может быть составлено расписание, при котором половина обучающихся находится в школе очно в понедельник и вторник (для изучения основных предметов, предметов по выбору, предметов с высоким рангом трудности), а в остальные дни - учатся дома асинхронно в удобном режиме по материалам, предлагаемым учителем. Проводятся онлайн-консультации в небольших группах. Вторая половина обучающихся приходит в школу в четверг и пятницу, а в первой половине недели обучается асинхронно.

Для 5-8 и 10 классов предпочтительны гибридные форматы организации образовательного процесса, предусматривающие: наполняемость класса не более 50%; возможность по письменному заявлению родителя обучаться только в дистанционном формате или с выборочным посещением отдельных предметов.

 

 

Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах:

Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». 

«Московская электронная школа» – это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков.

Профориентационный портал «Билет в будущее» с видеоуроками для средней и старшей школы, а также расширенными возможностями тестирования и погружения в различные специальности и направления подготовки уже на базе школьного образования.

Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник». Ресурс содержит более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. 

Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру»

Выстроить эффективно дистанционно учебный процесс возможно с помощью Платформы новой школы, созданной Сбербанком. 

Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, предоставляет издательство «Просвещение»

Для предоставления открытого бесплатного доступа к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам создана система «Маркетплейс образовательных услуг»

Онлайн-платформа «Мои достижения» расширяет доступ с Москвы на всю страну. Широкий выбор диагностик для учеников с 1-го по 11-й класс по школьным предметам и различным тематикам. 

Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»где уже представлено более 72 школьных олимпиад.

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» позволяет школьникам не выходя из дома знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования.

Учи.ру — отечественная образовательная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Ссылка:  https://uchi.ru

 

https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/

ПЕДАГОГАМ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

Издательство "Русское слово" (курсы, вебинары для педагогов).

Издательство "Просвещение" (рабочие программы, курсы, вебинары для педагогов).

Академия "АПК и ППРО"  (Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства Просвещения Российской Федерации).

Методические материалы для педагогов "Дистанционное обучение детей с ОВЗ". Ссылка: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1 

Методические материалы для педагогов "Организация образования обучающихся с ОВЗ при переходе образовательных организаций на дистанционный формат обучения". Ссылка: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1


Рекомендации Минпросвещения России

по организации обучения на дому

с использованием дистанционных технологий