Педагогическая династия Тагызовы-Пустогачевы-Приходько-Кудрявцева

 

Общий педагогический стаж - 173 года

Общий трудовой стаж- 223 года

                                    

 «Учитель ведет нас по сложной школьной дороге, о
тдает нам свои знания, вкладывает в нас свои душевные силы.
Учитель учит доброте и  справедливости, учит быть человеком!»

 

                          

Тагызова (Пустогачева) Анастасия Макаровна

Осенью 1-го октября 1927 года в семье Пустогачевых  Макара Баяковича и Пелагеи Ивановны родилась дочь, её нарекли русским именем Настя. В 1935 году она пошла в школу. После окончания Курмач-Байгольской  семилетней школы Анастасия работала в колхозе, т.к. в 1942 году умер отец от болезни, а старший брат Григорий погиб на войне. Кроме нее в семье было четверо младших сестёр. Ей, как самой старшей, досталось  много хлопот: нянчить сестрёнок, помогать  матери по хозяйству. Пять лет трудилась она в колхозе: летом косила, убирала, метала сено на сенокосе, а зимой возила сено на лошадях для колхозных  коров. Было трудно: не доедала, не досыпала,  не было теплой одежды, но была надежда, что вернется брат с войны и все наладится. Закончилась война, но брат так и не вернулся.

В 1947 году она решила учиться, поехала в Горно-Алтайск, поступила в педучилище. После такого длительного перерыва  трудно было учиться, но трудолюбивая и упорная она не остановилась перед трудностями,  так как  была большая тяга к учебе. Приходилось ходить пешком от города до Курмач-Байгола (это около 200-х километров). И такой путь проделывала не один раз и водила с собой сестренку и других студенток. Из воспоминаний ее сестры Анны Макаровны Кандараковой, депутата Верховного совета СССР: «Если бы не Анастасия, то, возможно, я и другие девушки, так и не выучились бы».                                                                         

После окончания педучилища по направлению трудилась в селах Турочакского района. Сначала  в Эдербесской начальной школе, затем Новотроицкой начальной школе. И с 1963 года в Тулойской начальной школе. В селе все общественные работы ложатся на плечи учителя. Она  была председателем товарищеского суда, членом женсовета, членом ревизионной комиссии, агитатором.                                      

Анастасия Макаровна с любовью и ответственностью относилась к своему педагогическому труду. Анастасия Макаровна - трудолюбивый и скромный человек, снискала любовь детей, уважение родителей и односельчан. Работая в школе, она собирала материал для школьного музея.  Много экспонатов приносила из дома: чугунный сосуд по-челкански «раа», туески, ложки самодельные, старинный утюг. Собирала  старинную утварь у местного населения.                                                                                  

В 1989 году в нашем селе построили новую школу, и все экспонаты были переданы школе. В 1993 году в здании новой школы снимали короткометражный фильм, как проходит сватовство «Куда» у коренных народов челканцев.  Вот и пригодились все экспонаты, которые она собирала! Главную роль в фильме играла Анастасия Макаровна в роли матери невесты.

Как врожденная артистка, она удивительно быстро вжилась в роль и прекрасно справилась. Находясь на заслуженном отдыхе, она продолжала работать: писать песни, легенды, сказки, пословицы, поговорки. И в 2004 году вышла её книга «Звери и птицы дремучей тайги». Работа была выполнена в рамках гранта Европейской Комиссии,  выделенного для реализации проекта Новосибирского государственного университета «Расширение возможностей коренных народов Сибири в получении образования высокого уровня».  В этой книге были напечатаны её легенды, пословицы, увлекательные истории и загадки про животных, так как она хорошо знала повадки зверей, птиц, рыб. В этих рассказах звери и птицы Алтая похожи на людей, и их история учат нас тому, что хорошо и что плохо, как нужно любить и беречь родную землю.  В 2013 году вышел сборник песен челканского народа,  составитель Анна Макаровна Кандаракова, куда вошли песни Анастасии Макаровны.

Скромный сельский учитель была  примером для подрастающего поколения, была очень гостеприимна, добра, всегда накормит, напоит чаем.

Педагогический стаж Анастасии Макаровны  30 лет. За большой вклад в деле воспитания подрастающего поколения она была неоднократно награждена Почетными грамотами обкома партии и ЦК КПСС, значком «Отличник народного просвещения», медалями «Ветеран труда» и «За доблестный труд».  Правительственные награды - свидетельство высокой оценки ее заслуги перед Родиной и народом. Анастасия Макаровна была отмечена еще одной наградой: «Медалью материнства II степени» за рождение и воспитание пятерых детей. Всем своим детям дала образование, двое продолжили ее профессию, стали учителями. 

 Судьба Тагызовой Анастасии Макаровны – это отражение судеб многих тысяч людей ее поколения, которые отличались твердостью характера, любовью к малой Родине, стремлением принести максимальную пользу обществу.

Не всегда жизнь улыбалась ей, немало трудностей пришлось пережить, но она достойно преодолевала их и осталась добрым, отзывчивым, приветливым человеком. Светлая память о ней навсегда останется в памяти ее учеников, детей, родственников.

                                                                                                                           * * *

 Кандаракова (Пустогачева) Анна Макаровна

Анна Макаровна,  сестра Анастасии Макаровны, родилась  7 ноября 1932 года. Общий трудовой стаж - 37 лет, педагогический – 25 лет.

Анна Макаровна – средоточие духовной культуры народа. Она знает родословные всех челканских  кезеков, собрала огромный научный материал по героическому эпосу, фольклору, языку. Ею собраны и изданы совместно                     с О. Н. Пустогачевой «Шалгану калыктын саарынары» («Песни челканского народа») в 2013 году издательством «Алмаз-Граф». И в 2016 году этим же издательством изданы совершенно удивительные фольклорные материалы «Бильвезек ньаанамнын щорщоктори, тьоокторары» («Сказки, советы бабушки Бильвезек») и «Карааннарын ла jаштарнын салымы» («Судьба пожилых и молодых «), которые являются первыми книгами на челканском языке и являют  собой рождение новой литературы.

После окончания Курмач-Байгольской семилетней школы Анна Макаровна поступила в Горно-Алтайское педагогическое училище. Училась Анна Макаровна хорошо. До сих пор сохранилась фотография, где на крыльце педучилища сняли передовиков учёбы вместе с учителями. Уже на первом курсе со своими однокурсницами она начала писать статьи в газету. Окончив педучилище, Анна Макаровна  поехала в далёкий Улаганский район преподавать в Челушманской семилетней школе. После двух лет работы, с 1954 по 1959 г, Анна Макаровна училась в Горно-Алтайском педагогическом институте на алтайском отделении филологического факультета. С большим уважением и теплотой вспоминает своих преподавателей, которые действительно были золотым фондом алтайской национальной интеллигенции, закончили столичные ВУЗ-ы и аспирантуры. Тощакова Таисия Макаровна преподавала древнетюркский язык, Суразаков Сазон Саймович – алтайский фольклор и литературу.  Именно он научил их, как собирать фольклор и  разборчиво записывать материал, дал методические основы для научной работы. Суразакова Нина Николаевна - алтайский язык,  Бочаров Михаил Дмитриевич преподавал русский язык и литературу, Зарибко Елена Семёновна – русский язык, работали много других опытных преподавателей.

После окончания педагогического института Анна Макаровна поехала работать по распределению в Кош-Агачский район, где ее назначили завучем в среднюю школу села Кош-Агач. На второй год работы Анну Макаровну перевели в районо инспектором, приходилось много ездить по району, нужно было оказывать учителям методическую помощь.  

С 1961 года начала работать учителем русского, алтайского языков и литератур в Курмач-Байгольской  восьмилетней национальной школе Турочакского района Горно-Алтайской автономной  области.  В родной стихии показала себя как высококлассный педагог, общественный  деятель и научный исследователь. О том, что Анна Макаровна была прекрасным учителем словесности, говорит тот факт, что все её выпускники сдавали вступительные экзамены только на «хорошо» и «отлично», чем очень удивляли преподавателей национальной школы, педагогического и медицинского училищ, зооветтехникума, куда поступали в основном  выпускники Курмач- Байгольской школы .А долгими зимними вечерами она ещё занималась научной исследовательской работой. Записывала у людей старшего поколения челканские сказки, песни, пословицы, поговорки. Длинные челканские эпосы, записанные Анной Макаровной, хранятся в архиве Горно-Алтайского научно-исследовательского института алтаистики. Два челканских эпоса вышли в изданной институтом серии «Алтай баатырлар» в 70-х годах ХХ веках, предоставленные Анной Макаровной в 8-ом и 12-ом томах. Самоотверженная работа и активная общественная  деятельность не остались не замеченными. В 1972 году Анна Макаровна получила награду «Отличник народного просвещения СССР».

В 1974 году Кандаракова Анна Макаровна была избрана депутатом Верховного Совета СССР.  Для Турочакского района остро стоял вопрос строительства моста через реку Бия. А в Министерстве транспорта вообще не было никаких проектов и планов по строительству моста и дорог в Горно-Алтайской автономной области, потому что мы были в составе Алтайского края. Как вспоминает Анна Макаровна, ей пришлось открывать столько закрытых дверей и обить порогов этого министерства своим мандатом депутата Верховного Совета СССР, пока не добилась решения о постройке моста через Бию. Особого признания и уважения заслуживает борьба Анны Макаровны за сохранение областной национальной школы, выпустившей золотую плеяду алтайской интеллигенции. Вопрос сохранения областной национальной средней школы был очень сложен, пойти против генеральной политики КПСС в то время было почти безумием, можно было лишиться мандата депутата Верховного Совета СССР, но это ее не остановило.  Анна Макаровна  пошла в министерство образования СССР. Мандат депутата, конечно, открывали все министерские двери, но было время «Приема граждан». Пока искала «приемную» министра, увидела на двери табличку с именем Владимира Павловича Стрезикозина, заведующего методическим кабинетом, бывшим ректором Горно-Алтайского пединститута. Анне Макаровне захотелось встретиться, поздороваться с ним. И пока она только спрашивала в приемной разрешения войти, как он сам вышел из кабинета, узнав сразу неповторимый голос Анны Макаровны. Встреча была очень радостной и теплой. Узнав по какому поводу она здесь, он организовал прием министром образования СССР Даниловым Александром Ивановичем. Выслушав просьбу о сохранении Горно-Алтайской ОНСШ, он попросил письменно аргументировать необходимость сохранить школу. Ведущая алтайская интеллигенция была очень благодарна Анне Макаровне  за сохранение областной национальной школы.

В 1979 году Анна Макаровна с семьей переехала в г.Горно-Алтайск. Здесь работала заместителем директора школы-интерната № 2, где проработала до пенсии, до 1987 года. Как всегда, полностью отдавалась работе, за что любили ее воспитанники и коллеги.

Как человек деятельный и активный, не могла долго сидеть без дела и 2 года, с 1993по 1994 годы, преподавала алтайский язык в Тулойской 8-летней школе.

Анна Макаровна была и остается очень искренним человеком, источником доброты, ума, душевной щедрости, кладезя народной мудрости и хранительницей древнего эпоса, фольклора и народных знаний.

* * *

Приходько (Тагызова) Надежда Александрова

Учитель биологии и химии филиала МОУ «Кебезенская СОШ» «Тулойская ООШ»,  дочь Анастасии Макаровны. Общий стаж работы – 46 лет, из них в образовании – 45 лет. Стаж работы в данной организации – 34 года, учитель ВКК.

Родилась 1 января 1956 года в поселке Эдербес Турочакского района. После окончания Тулойской начальной школы продолжила учиться в ОНСШ г.Горно-Алтайска, где успешно 1973 году получила аттестат о среднем образовании. Через год поступила в Горно-Алтайский педагогический институт на естественно-географический факультет, биохимическое отделение. После окончания пединститута по распределению направлена в Турочакский район. Начала педагогическую деятельность учителем химии и биологии в Усть-Пыжинской восьмилетней школе. После года работы, как молодого специалиста, перевели вновь открывшуюся Каяшканскую восьмилетнюю школу. В 1981 году райОНО направляет работать в Чуйкинскую восьмилетнюю школу, где она проработала до 1989 года. После открытия школы в селе Тулой,  вернулась  на свою малую родину, где продолжает работать по настоящее время.

В 1993 году назначена завучем, а с 1998 года – директором школы. На  посту директора проработала до 2013 года.

Надежда Александровна – педагог с большим запасом знаний, что позволяет ей проводить все свои уроки на высоком профессиональном уровне.  Она умело активирует творческую, познавательную и практическую деятельность учащихся, как во время занятий, так и во внеурочное время, привлекая учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней. В течение ряда лет Надежда Александровна является руководителем школьного методического объединения учителей, ведёт большую работу по развитию профессионального педагогического сообщества по сопровождению инновационной деятельности педагогов школы.

Приходько Н. А. с выпускниками школы

 

Приходько Н. А., открытый урок биологии

За многолетний и добросовестный труд она награждена значком «Отличник народного просвещения», в 2019 году - Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации. В 2020 году в связи признанием вклада в социально-экономическое развитие Турочакского района, плодотворную профессиональную, творческую и общественную деятельность, решением Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» была занесена на Доску Почета Турочакского района.

Надежда Александровна является образцом не только для своих детей, но и для нескольких поколений учеников и их родителей.

 

* * *

Тагызов Александр Александрович

Сын Анастасии Макаровны.

Родился 11 марта 1964 года в селе Тулой Турочакского района.

После службы в армии поступил в Горно-Алтайское педучилище, на физкультурное отделение. Получив диплом, по распределению попал в Кебезенскую среднюю общеобразовательную  школу учителем физкультуры. Трудовой стаж 40 лет. Общий стаж педагогической работы составляет - 20 лет. Учитель имеет I квалификационную категорию.   

Как ответственный человек, Александр Александрович, раскрывает творческий,  нравственный потенциал каждого ребёнка, дает возможность проявить себя. Его воспитанники постоянные участники муниципальных и региональных соревнований, в которых являются неоднократными победителями и призерами.  Александр Александрович наряду с работой в школе работает педагогом дополнительного образования спортивного объединения «Лыжные гонки» с 2005года. Регулярно принимает участие в работе конференций и семинаров, мастер-классов различных уровней.  Призер конкурса «Учитель года» муниципального уровня. Александр  Александрович награжден Почетной грамотой за большой личный вклад в развитие физкультурно-спортивной деятельности. Спортивного фестиваля «РОССИЯ. Спорт и Дети» - масштабного социально-значимого проекта Всероссийской благотворительной программы «Олимпийские легенды – детям и молодежи России» (2019г); Почетной грамотой Администрации МО «Турочакский район» (2019г), Благодарственным письмом Управления образования Администрации МО «Турочакский район» (2021г.); Благодарственным письмом за помощь в организации и проведении соревнований учащихся Турочакского района «Школа безопасности-2021».

* * *

   

Тагызова (Касатенко) Лариса Александровна

Супруга Тагызова Александра Александровича. Родилась 25.12.1966 г., закончив десятый класс Иогачской средней общеобразовательной школы, поступила в Горно-Алтайское педагогическое училище. В1986 году получила диплом по специальности учитель начальных классов и воспитатель группы продленного дня. Была направлена на работу в Кебезенскую среднюю общеобразовательную школу учителем начальных классов, где работает по настоящее время. Лариса Александровна - это чуткий, преданный своему делу педагог. Учитель требовательна к себе, обладает педагогическим тактом, находится в постоянном поиске нового в педагогической деятельности, умело применяет знания психолого-педагогических основ обучения и воспитания, осуществляет индивидуальный подход к детям, умеет эффективно организовывать внеклассную работу и объединять свои действия с родителями. Активное использование образовательных технологий игрового и проблемного обучения, применение исследовательских и проектных методов, создание нестандартных учебных ситуаций помогают  развивать инициативу, творчество и самостоятельность учащихся. Благодаря этому её дети занимают призовые места в конкурсах муниципального и регионального  значения, получают дипломы 1, 2, 3 степени. Лариса Александровна за свой труд награждена множественными отраслевыми наградами.      

 

 

* * *              

Приходько Елена Алексеевна

Дочь Надежды Александровны. Родилась 27.07.1983г. После окончания школы поступила в Горно-Алтайский педагогический колледж по специальности дошкольное образование  с правом преподавания немецкого  языка.   Общий трудовой стаж - 19  лет. Педагогический стаж по специальности  - 10  лет. Работать начала учителем немецкого языка и изобразительного искусства  в Тулойской основной общеобразовательной  школе.  За время работы показала себя инициативным, дисциплинированным, творчески мыслящим учителем. Под ее руководством учащиеся активно принимали  участие в конкурсах муниципального и регионального уровня, где неоднократно становились победителями и призерами. После переезда  в г.Горно-Алтайск  работала воспитателем в дошкольных учреждениях города Горно-Алтайска.

 

***

Кудрявцева (Тагызова) Елена Александровна

Дочь Александра Александровича. Учитель-дефектолог работает с 2015 года. Закончила Горно-Алтайский педагогический колледж по специальности учитель начальных классов в 2010году, Алтайский государственный педагогический университет по специальности специальный психолог и получила диплом олигофренопедагога. Работает учителем-дефектологом в Барнаульской школе-интернат №3. Общий педагогический стаж - 8 лет.

 В должности учителя-дефектолога зарекомендовала себя как опытный, ответственный педагог. Работая с детьми ОВЗ, развивает компенсаторные возможности каждого ребенка, выполняет ориентированную коррекцию, следит за динамикой и продвижением.

При подготовке к занятиям использует элементы ИКТ. Имеет копилку дидактического материала и картотеки, постоянно их обновляет и пополняет, следит за инновациями в области дефектологии, охотно делится ими с коллегами. Участвует в методической работе, консультирует воспитателей, выступает с докладами на педагогических советах, проводит  мастер-классы, на которых обучает коллег, даёт практические советы по развитию мелкой моторики рук. В коллективе пользуется заслуженным авторитетом. 

 

О династии рассказала Приходько Н. А.

 

***

Кандаракова Анна Макаровна

Кандаракова Анна Макаровна с учениками

Кандаракова  А. М. на празднике Тюрук-Байрам, с.Туньжа 2001г

Кандаракова А. М., встреча с труженниками тыла

Главный редактор «Учительской газеты», Надежда Михайловна Парфёнова,
среди учителей - депутатов Верховного Совета СССР Кандаракова А. М.

Краевая научно – практическая конференция, 16 июня 1979 г.

Первое районное совещание РДУ 1978