Последние новости
|
24.11.2014
Активный или гиперактивный?«Гиперактивность» стала настолько модным словом, что многие родители спешат чуть что сказать о своем 2-3 летнем малыше «он у нас гиперактивный» и даже, зачастую, гордятся этим. Подвижность, интерес к окружающему, непоседливость, любопытство – это естественные проявления характера малыша и его стремления к познанию окружающего мира. В то время как гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВ), которые часто сочетаются друг с другом – это неврологическо-поведенческие расстройства, которые проявляются ближе к 6-7 годам и по-настоящему мешают ребенку учиться и адаптироваться в жизни. Поэтому активность малыша, его тягу побегать и поиграть, если она не мешает ему развиваться согласно возрасту и узнавать новое, не нужно называть гиперактивностью. Но если вы замечаете, что малыш не любит и не может слушать сказки, не умеет сосредотачиваться на играх (поиграл минуту и бросил), постоянно требует вашего внимания – это повод проконсультироваться с психологом, чтобы проблемы внимания не стали для него препятствием в дальнейшем. В каком возрасте диагностируют гиперактивность? Гиперактивным детям трудно адаптироваться, проблемы начинают возникать в связи с началом систематического обучения – на подготовительных занятиях перед поступлением в первый класс или уже в школе. Такому ребенку трудно понять, в чем заключается роль школьника: отличить допустимое поведение от недопустимого, он плохо умеет ладить с детьми и учителем, не может организовать свою работу на уроках и дома, да и просто «высидеть» стандартный урок, проявляет чрезмерную активность там, что это не уместно – не на спортивной площадке, а в классе при решении задач. Поэтому если в дошкольном возрасте неусидчивость не особенно беспокоит родителей, то при поступлении в школу на первый план выступают проблемы обучения и нарушения внимания. Именно в этот период родители чаще всего обращаются за консультацией к специалистам. В возрасте 6-7 лет эти проблемы становятся критичными для ребенка. Стоит знать, что дефицит внимания, гиперактивность часто идут в комплексе с какими-то другими проблемами – трудностями в обучении, страхами, проблемами неврологического характера (затрудненной координацией движений, нарушениями моторики), они могут быть побочной реакцией на какое-нибудь лекарство, которое принимает ребенок. Екатерина Каширская: «В нашей стране родители сами решают, когда отдавать ребенка в первый класс. В результате в школу приходят как дети, которым только что исполнилось 6 лет, так и те, кому уже скоро будет 8. Перед тем как принимать решение о готовности к школе, всегда лучше проконсультироваться со специалистом. Нейропсихолог может провести, в том числе, и диагностику процессов внимания и определить: Признаки дефицита внимания и гиперактивности Есть ли у ребенка синдром дефицита внимания или гиперактивность или нет, может определить только специалист. Но для того, чтобы обратиться к нему, родители должны понять, насколько импульсивность и неумение сосредотачиваться мешают ребенку реализовать свои возможности и адаптироваться в саду, школе и любом другом коллективе. Какие ситуации должны насторожить родителей и могут стать поводом для обращения к нейропсихологу? По-настоящему беспокоить может поведение, которое явно выделяет его среди сверстников, мешает ему в учебе и общении и – что очень важно - не проходит со временем, по крайней мере в течение полугода и не зависит от места его нахождения – то есть он одинаково ведет себя и дома, и в школе, и в гостях: 1. Невнимательность: • ребенку всегда трудно сосредоточиться на задании или игре; 2. Импульсивность: • ребенку трудно дождаться своей очереди: он начинает отвечать, не дослушав вопроса до конца, перебивает других, влезает в чужие разговоры, кричит «с места» на уроках, ему тяжело играть в игры с правилами, которые предполагают, что нужно что-то делать строго по очереди. 3. Гиперактивность: • ребенку трудно успокоиться – он ерзает на стуле, перебирает пальцами, почесывается; Екатерина Каширская: «Задача специалиста, который работает с ребенком, имеющим описанные нарушения, состоит в том, чтобы помочь ему адаптироваться к тем условиям, в которых он находится (программе школы, конкретному уровню нагрузки). Методы корректировки при этом могут быть совершенно разными, в зависимости от разновидности проблемы: Основные принципы построения коррекционных занятий: Как любое другое расстройство, гиперактивность и дефицит внимания могут сопровождаться новыми «всплесками» в более старшем возрасте, поэтому, как правило, таких детей специалисты наблюдают вплоть до окончания школы». |