25.11.2014

Воспитание ребенка

Воспитание детей

Появление ребенка в семье - это, безусловно, счастье, но, так же, и серьезное испытание для брака и самих родителей. Понимание родительских ролей – матери и отца – важнейшая задача личностного развития человека в период взросления и проверка на прочность семейного союза. В наше время освоение роли матери осложняется тем, что именно в молодости, наряду с появлением первенца, перед женщиной ставятся задачи профессионального и карьерного роста. И подготовка к материнству состоит не в том, чтобы слепо следовать установкам и стереотипам общества или близких людей, а в переосмыслении своего жизненного опыта и осознании чувств, которые приходят в этот период. Еще больше, в настоящее время, затрудняется развитие роли отца. Это связано с переоценкой ценностей нашего общества, и, соответственно, с созданием большего многообразия вариантов отцовского влияния.

Но, какие бы ни были варианты существования и развития малыша, традиционно главным и приоритетным, является семейное воспитание детей. То, что дети впитывают в семье, сохраняется с ним в течении всей его будущей жизни. Влияние семьи на воспитание обусловлено тем, что именно в ней ребенок начинает свою жизнь и проводит значительную ее часть. Именно в ней закладываются основы личности человека и формируется характер. Именно в семье маленький человек получает свой первый опыт, учится вести себя в различных ситуациях, делает первые выводы и наблюдения. А к моменту своей социализации, т.е. к моменту поступления в школу, он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семейное воспитание

Семейное воспитание может оказывать как положительное влияние на развитие личности и характера ребенка, так и выступать в качестве неблагоприятного фактора. Положительным моментом влияния семьи на ребенка можно назвать наличие близких людей, которые, безусловно, любят его и заботятся о нем, как не может никто другой. И, в тоже время, никакой воспитательный коллектив не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько иногда наносит семейное воспитание.

Семья – это особое сообщество, которое играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важную роль. Напряженная обстановка в семье не способствует гармоничному развитию ребенка. У тревожных родителей часто вырастают тревожные дети, у честолюбивых родителей дети страдают комплексом неполноценности, несдержанность родителя формирует подобный тип поведения у своего ребенка. В связи с особенностями семейного воспитания возникают вопрос, как увеличить положительные факторы воспитания и уменьшить отрицательные? Для этого нужно определить внутрисемейные факторы, влияющие на воспитательный процесс. Ведь от условий воспитания в семье зависит адекватное или неадекватное поведение ребенка.

Проблемы и особенности воспитания

Детское воспитание и развитие личности маленького человека – достижение душевного единения, психологической связи родителей с ребенком. Родителям не стоит упускать воспитательный процесс в отношении своего родного ребенка, перекладывая его на плечи нянь или образовательных учреждений. Особенно это актуально для подросткового возраста – не стоит оставлять повзрослевшего ребенка наедине с собой и своими трудностями. Настоящей проблемой в воспитании может стать и отсутствие родительского примера. Очень важно, чтобы то, что мы хотим привить будущему взрослому человеку, подкреплялось ими. Для эффективности детского воспитания теорию нужно подкреплять практикой. Т.е. мама и папа и сами должны выполнять те требования, которые предъявляют к своему ребенку.

Одной существенной проблемой воспитания является тот факт, что между родителями возможны разногласия по поводу подходов к воспитанию детей. Это происходит и потому, что каждый из родителей видит в детях свое продолжение и очень трудно отступает от этой идеи. И на почве различий между особенностями воспитания мамы и папы, могут происходить конфликты, которые неблагоприятно сказываются на формировании личности и характера ребенка. Поэтому необходимость найти компромисс, общее решение в подходах к воспитанию – первая задача родителей. Когда родитель единолично принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции другого и учитывать интересы своего ребенка. Вторая задача – оградить маленького человека от обсуждения противоречий между родителями, лучше договариваться наедине. Не давайте ребенку повод поддаться соблазну манипулирования, маневрируя между различными запретами и разрешениями родителей. Но в любом случае, принимая любое решение, касающееся воспитания ребенка, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды и амбиции, а то, что будет полезно и благоприятно для ребенка.

В любом случае, отец и мать по-разному проявляют свою любовь к ребенку. Безусловной чаще всего бывает материнская любовь, а отцовская – более условная. Поэтому идеальный вариант семейного взаимодействия на детей – когда мама в своем поведении больше проявляет чисто женские черты, - мягкость, терпимость, доброту, способность к сопереживанию. А папа демонстрирует мужские черты – энергичность, волю, настойчивость, ум, уверенность в себе.

В общении взрослых с детьми лучше придерживаться следующих принципов общения:

  1. Безусловная любовь – принятие вашего ребенка таким, какой он есть

Т.е. родители любят своего ребенка не за какие то положительные качества или отсутствие плохих, а просто за то, то он у них есть, несмотря на его поведение и проступки.

Существенная проблема в воспитании детей, когда родители любят ребенка больше, если он соответствует их ожиданиям – хорошо учится и ведет себя. Но не всегда детские потребности совпадают с родительскими, и это приводит к тому, что ребенок как бы эмоционально отвергается семьей и отношения меняются в худшую сторону. Это приносит ребенку неуверенность себе и своих поступках. Он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая предполагалась с момента его рождения, что приводит к значительным трудностям. (пример обусловленной любви).

Иногда ребенок безразличен родителям и может даже отвергаться ими. Такое бывает в асоциальных семьях, но может быть и в благополучной семье, и необязательно родители делают это специально и осознают сей факт.

  1. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. Дети вследствие своего небольшого опыта и особенностей мышления иначе, чем взрослые воспринимают действительность, поэтому понять их и помочь им можно только взглянув на мир их глазами.

 

  1. Конгруэнтность. Предполагается адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Не нужно перекладывать всю вину за происходящие трудности ребенка на самого ребенка. Необходимо соблюдать баланс между проступками и последствиями. Учитывать возрастные особенности ребенка и его реальные возможности в тот или иной период его жизни.

Тип взаимоотношений, складывающийся между родителями и детьми, является важнейшим фактором его развития. В каждой семье существует определенная, но не всегда осознаваемая система воспитания, которая может быть современной или отставшей от реалий действительности. Под системой воспитания ребенка понимаются и цели воспитания, и формулирование задач, и способы воздействия на ребенка. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся стилей родительского воспитания.

 

Содержание современного воспитания. Стили воспитания

Авторитетный стиль воспитания характеризуется высоким уровнем контроля. При этом автономия растущих детей признается и поощряется родителями. Между родителями и детьми теплые отношения, родители открыты для общения и прислушиваются к мнению детей. Существует включенность ребенка в обсуждение семейных трудностей, готовность родителей помочь ему в случае такой необходимости, вера в его успех и адекватность в отношении его поведения. В этом случае, прежде всего, учитываются интересы и потребности детей. В результате такой семенной обстановки вырастают социально адаптированные, уверенные в себе личности, с высокой самооценкой и способные к самоконтролю. У них развиты ярко выраженная способностью к лидерству и коммуникативные качества.

Авторитарный стиль отличается высоким контролем, в семейном воспитании присутствует жесткая дисциплина, предполагается значительные ограничения со стороны родителей. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Отношения между родителями и детьми холодные, отстраненные. Дети в таких семьях бывают непритязательные, замкнутые, угрюмые и раздражительны. Также они внушаемые, не слишком настойчивые в достижении своих целей, боязливы, неагрессивны. Девочки, в большинстве своем – неактивны и зависимы, а мальчики – агрессивны и неуправляемые. Современное воспитание отвергает данный стиль или максимально нивелирует его.

Либеральный стиль современного воспитания предполагает теплые внутрисемейные отношения и низкий уровень контроля. Родителями недостаточно или совсем не регулируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, но инициатива чаще исходит от самого ребенка. Дети имеют слишком много свободы, которая никак не регламентируется семьей. Дети в таких семьях склонны к непослушанию, агрессивности, часто ведут себя импульсивно и нетребовательно к себе. Могут наблюдаться признаки неадекватного поведения. Но в некоторых случаях, при стечении определенных обстоятельств и задатков, дети могут стать активными и творческими людьми.

Содержание воспитания, в котором преобладает индифферентный стиль заключается в  низком уровне контроля и холодных отношениях между родителями и ребенком. Семья безразлична к детям, закрыта для общения. Родители не устанавливают никаких запретов. Из-за обремененностями собственными заботами не остается сил и желания на воспитание детей. Если при этом еще и проявляется враждебность родителя, то у ребенка могут появляться разрушительное и отклоняющееся от нормы поведение.

Невозможно описать и структурировать все многообразие семейных отношений, но владея даже такой небольшой информацией, родители в состоянии оценить свое влияние на развитие и воспитание своих детей. Конечно, надо иметь немало терпения, чтобы всё время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувствами и потребностями. Но немаловажно знать о том, что все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы – это прямое отражение тех воспитательных моментов, которые приняты и употребляются в семье. Также осложнить процесс воспитания психологически гармоничной личности могут наличие у членов семьи асоциального поведения, проживание в семье тяжело больного человека, отсутствие одного из родителей.

Давайте подведем небольшой итог в содержании современного воспитания:

  • Если вы хвалите ребенка - он учится быть благородным.
  • Если ребенок растет с чувством безопасности - он учится верить в людей.
  • Если вы поддерживаете его - он учится ценить себя.
  • Если его окружает понимание и дружелюбие - он научится находить любовь в этом мире.
  • Если вы постоянно критикуете и третируете его - он учится ненавидеть.
  • Если вас сын или дочь растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
  • Если вы смеетесь над своим ребенком - он становится замкнутым.
  • Если маленького человека окружает вражда - он учится быть агрессивным.