Последние новости
|
25.11.2014
Воспитание ребенкаВоспитание детейПоявление ребенка в семье - это, безусловно, счастье, но, так же, и серьезное испытание для брака и самих родителей. Понимание родительских ролей – матери и отца – важнейшая задача личностного развития человека в период взросления и проверка на прочность семейного союза. В наше время освоение роли матери осложняется тем, что именно в молодости, наряду с появлением первенца, перед женщиной ставятся задачи профессионального и карьерного роста. И подготовка к материнству состоит не в том, чтобы слепо следовать установкам и стереотипам общества или близких людей, а в переосмыслении своего жизненного опыта и осознании чувств, которые приходят в этот период. Еще больше, в настоящее время, затрудняется развитие роли отца. Это связано с переоценкой ценностей нашего общества, и, соответственно, с созданием большего многообразия вариантов отцовского влияния. Но, какие бы ни были варианты существования и развития малыша, традиционно главным и приоритетным, является семейное воспитание детей. То, что дети впитывают в семье, сохраняется с ним в течении всей его будущей жизни. Влияние семьи на воспитание обусловлено тем, что именно в ней ребенок начинает свою жизнь и проводит значительную ее часть. Именно в ней закладываются основы личности человека и формируется характер. Именно в семье маленький человек получает свой первый опыт, учится вести себя в различных ситуациях, делает первые выводы и наблюдения. А к моменту своей социализации, т.е. к моменту поступления в школу, он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семейное воспитаниеСемейное воспитание может оказывать как положительное влияние на развитие личности и характера ребенка, так и выступать в качестве неблагоприятного фактора. Положительным моментом влияния семьи на ребенка можно назвать наличие близких людей, которые, безусловно, любят его и заботятся о нем, как не может никто другой. И, в тоже время, никакой воспитательный коллектив не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько иногда наносит семейное воспитание. Семья – это особое сообщество, которое играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важную роль. Напряженная обстановка в семье не способствует гармоничному развитию ребенка. У тревожных родителей часто вырастают тревожные дети, у честолюбивых родителей дети страдают комплексом неполноценности, несдержанность родителя формирует подобный тип поведения у своего ребенка. В связи с особенностями семейного воспитания возникают вопрос, как увеличить положительные факторы воспитания и уменьшить отрицательные? Для этого нужно определить внутрисемейные факторы, влияющие на воспитательный процесс. Ведь от условий воспитания в семье зависит адекватное или неадекватное поведение ребенка. Проблемы и особенности воспитанияДетское воспитание и развитие личности маленького человека – достижение душевного единения, психологической связи родителей с ребенком. Родителям не стоит упускать воспитательный процесс в отношении своего родного ребенка, перекладывая его на плечи нянь или образовательных учреждений. Особенно это актуально для подросткового возраста – не стоит оставлять повзрослевшего ребенка наедине с собой и своими трудностями. Настоящей проблемой в воспитании может стать и отсутствие родительского примера. Очень важно, чтобы то, что мы хотим привить будущему взрослому человеку, подкреплялось ими. Для эффективности детского воспитания теорию нужно подкреплять практикой. Т.е. мама и папа и сами должны выполнять те требования, которые предъявляют к своему ребенку. Одной существенной проблемой воспитания является тот факт, что между родителями возможны разногласия по поводу подходов к воспитанию детей. Это происходит и потому, что каждый из родителей видит в детях свое продолжение и очень трудно отступает от этой идеи. И на почве различий между особенностями воспитания мамы и папы, могут происходить конфликты, которые неблагоприятно сказываются на формировании личности и характера ребенка. Поэтому необходимость найти компромисс, общее решение в подходах к воспитанию – первая задача родителей. Когда родитель единолично принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции другого и учитывать интересы своего ребенка. Вторая задача – оградить маленького человека от обсуждения противоречий между родителями, лучше договариваться наедине. Не давайте ребенку повод поддаться соблазну манипулирования, маневрируя между различными запретами и разрешениями родителей. Но в любом случае, принимая любое решение, касающееся воспитания ребенка, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды и амбиции, а то, что будет полезно и благоприятно для ребенка. В любом случае, отец и мать по-разному проявляют свою любовь к ребенку. Безусловной чаще всего бывает материнская любовь, а отцовская – более условная. Поэтому идеальный вариант семейного взаимодействия на детей – когда мама в своем поведении больше проявляет чисто женские черты, - мягкость, терпимость, доброту, способность к сопереживанию. А папа демонстрирует мужские черты – энергичность, волю, настойчивость, ум, уверенность в себе. В общении взрослых с детьми лучше придерживаться следующих принципов общения:
Т.е. родители любят своего ребенка не за какие то положительные качества или отсутствие плохих, а просто за то, то он у них есть, несмотря на его поведение и проступки. Существенная проблема в воспитании детей, когда родители любят ребенка больше, если он соответствует их ожиданиям – хорошо учится и ведет себя. Но не всегда детские потребности совпадают с родительскими, и это приводит к тому, что ребенок как бы эмоционально отвергается семьей и отношения меняются в худшую сторону. Это приносит ребенку неуверенность себе и своих поступках. Он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая предполагалась с момента его рождения, что приводит к значительным трудностям. (пример обусловленной любви). Иногда ребенок безразличен родителям и может даже отвергаться ими. Такое бывает в асоциальных семьях, но может быть и в благополучной семье, и необязательно родители делают это специально и осознают сей факт.
Тип взаимоотношений, складывающийся между родителями и детьми, является важнейшим фактором его развития. В каждой семье существует определенная, но не всегда осознаваемая система воспитания, которая может быть современной или отставшей от реалий действительности. Под системой воспитания ребенка понимаются и цели воспитания, и формулирование задач, и способы воздействия на ребенка. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся стилей родительского воспитания.
Содержание современного воспитания. Стили воспитанияАвторитетный стиль воспитания характеризуется высоким уровнем контроля. При этом автономия растущих детей признается и поощряется родителями. Между родителями и детьми теплые отношения, родители открыты для общения и прислушиваются к мнению детей. Существует включенность ребенка в обсуждение семейных трудностей, готовность родителей помочь ему в случае такой необходимости, вера в его успех и адекватность в отношении его поведения. В этом случае, прежде всего, учитываются интересы и потребности детей. В результате такой семенной обстановки вырастают социально адаптированные, уверенные в себе личности, с высокой самооценкой и способные к самоконтролю. У них развиты ярко выраженная способностью к лидерству и коммуникативные качества. Авторитарный стиль отличается высоким контролем, в семейном воспитании присутствует жесткая дисциплина, предполагается значительные ограничения со стороны родителей. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Отношения между родителями и детьми холодные, отстраненные. Дети в таких семьях бывают непритязательные, замкнутые, угрюмые и раздражительны. Также они внушаемые, не слишком настойчивые в достижении своих целей, боязливы, неагрессивны. Девочки, в большинстве своем – неактивны и зависимы, а мальчики – агрессивны и неуправляемые. Современное воспитание отвергает данный стиль или максимально нивелирует его. Либеральный стиль современного воспитания предполагает теплые внутрисемейные отношения и низкий уровень контроля. Родителями недостаточно или совсем не регулируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, но инициатива чаще исходит от самого ребенка. Дети имеют слишком много свободы, которая никак не регламентируется семьей. Дети в таких семьях склонны к непослушанию, агрессивности, часто ведут себя импульсивно и нетребовательно к себе. Могут наблюдаться признаки неадекватного поведения. Но в некоторых случаях, при стечении определенных обстоятельств и задатков, дети могут стать активными и творческими людьми. Содержание воспитания, в котором преобладает индифферентный стиль заключается в низком уровне контроля и холодных отношениях между родителями и ребенком. Семья безразлична к детям, закрыта для общения. Родители не устанавливают никаких запретов. Из-за обремененностями собственными заботами не остается сил и желания на воспитание детей. Если при этом еще и проявляется враждебность родителя, то у ребенка могут появляться разрушительное и отклоняющееся от нормы поведение. Невозможно описать и структурировать все многообразие семейных отношений, но владея даже такой небольшой информацией, родители в состоянии оценить свое влияние на развитие и воспитание своих детей. Конечно, надо иметь немало терпения, чтобы всё время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувствами и потребностями. Но немаловажно знать о том, что все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы – это прямое отражение тех воспитательных моментов, которые приняты и употребляются в семье. Также осложнить процесс воспитания психологически гармоничной личности могут наличие у членов семьи асоциального поведения, проживание в семье тяжело больного человека, отсутствие одного из родителей. Давайте подведем небольшой итог в содержании современного воспитания:
|