Общеобразовательная организация обязана озеленить территорию школы (п. 3.1 СанПиН школы). Если она не выполнит это условие, то нарушит санитарно-эпидемиологические требования по воспитанию и обучению детей. За это грозит административная ответственность (ст. 6.7 КоАП РФ). Проверяющие органы могут приостановить деятельность образовательной организации на срок до 90 суток или оштрафовать:
-
должностных лиц – на сумму от 3 тыс. до 15 тыс. руб.;
-
образовательную организацию – на сумму от 30 тыс. до 150 тыс. руб.
Территорию дошкольной организации рекомендуют озеленить и оградить забором и полосой зеленых насаждений (п. 3.1 СанПиН детского сада).
Озеленение:
-
повышает безопасность территории;
-
оздоравливает окружающее пространство;
-
способствует эстетическому и экологическому воспитанию обучающихся.
Растения и их насаждения обладают санитарно-гигиеническими свойствами:
Свойство
|
Чем помогает
|
Особенности
|
Газозащитное
|
Уменьшают вредную концентрацию находящихся в воздухе газов
|
Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек
|
Пылезадерживающее
|
Задерживают 60–70 процентов пыли, которая содержится в воздухе
|
Лучше всего задерживают пыль шершавые листья и листья, поверхность которых покрыта ворсинками, как у сирени. На хвойных породах деревьев оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на лиственных. Древесные насаждения уменьшают запыленность воздуха и при отсутствии лиственного покрова
|
Ветрозащитное
|
Задерживают порывы ветра
|
Наиболее эффективны ажурные защитные полосы, которые пропускают сквозь себя до 40 процентов всего потока ветра
|
Теплорегуляционное
|
Защищают почву и поверхности стен зданий от прямого солнечного облучения, предохраняют их от сильного перегрева и повышения температуры воздуха
|
Температура воздуха над газоном на 4 °С ниже, чем над асфальтовым покрытием
|
Оздоравливающее
|
Выделяют летучие и нелетучие вещества – фитонциды, которые обладают способностью убивать болезнетворные бактерии или тормозить их развитие
|
Лучшими поглотительными качествами обладают тополь бальзамический, липа мелколистная, ясень, сирень и жимолость
|
Шумозащитное
|
Поглощают звуковые волны и снижают уровень шума
|
Кроны лиственных деревьев поглощают 26 процентов падающей на них звуковой энергии. Хорошо развитые кустарниковые и древесные породы с густой кроной на участке шириной в 30–40 м могут снижать уровни шума на 17–23 дБ
|
Как определить площадь и плотность озеленения
Предусмотрите озеленение из расчета не менее 50 процентов площади территории, свободной от застройки (п. 3.1 СанПиН детского сада, п. 3.1 СанПиН школы). В районах Крайнего Севера и в городах с плотной городской застройкой можно озеленить:
-
25–30 процентов территории школы;
-
20 процентов территории детского сада.
Используйте нормы посадки деревьев и кустарников на 1 гектар озеленяемой площади образовательной организации из таблицы 6 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153.
Вид растения
|
Количество растений, шт.
|
Нечерноземная зона
|
Лесостепная зона
|
Степная зона
|
Сухая степь, полупустыня
|
Северный район
|
Центральный район
|
Восточный район
|
Европейская часть
|
Азиатская часть
|
Европейская часть
|
Азиатская часть
|
Участки детских садов и яслей
|
Деревья
|
100–120
|
140–160
|
140–160
|
180–220
|
180–220
|
220–250
|
220–250
|
220–250
|
Кустарники
|
1200–1440
|
1400–1600
|
1400–1600
|
1440–1760
|
1800–2200
|
1760–2000
|
2200–2500
|
2200–2500
|
Участки школ
|
Деревья
|
100–120
|
60–100
|
80–110
|
100–120
|
100–120
|
120 – 150
|
150–200
|
150–200
|
Кустарники
|
1000–1200
|
800–1000
|
800–1100
|
1000–1200
|
1000–1200
|
1200–1500
|
1500–2000
|
1500–2000
|
Как расположить растения
Используйте зеленые насаждения, чтобы разделить групповые площадки друг от друга и отгородить их от хозяйственной зоны.
При посадке учитывайте ориентацию окон групповых помещений, веранд, учебных классов.
Деревья не должны препятствовать инсоляции и освещенности помещений. Высаживайте кустарники и деревья с учетом расстояния от стен здания и различных сооружений до места посадки растений (п. 2.6.11 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Здание и сооружение
|
Расстояние, м, до оси
|
Ствола дерева
|
Кустарника
|
От наружных стен зданий и сооружений
|
5
|
1,5
|
От края тротуаров и садовых дорожек
|
0,7
|
0,5
|
От края проезжей части улиц, кромок укрепленных обочин дорог или бровок канав
|
2
|
1
|
От мачт и опор осветительной сети, трамвая, мостовых опор и эстакад
|
4
|
–
|
От подошвы откосов, террас и др.
|
1
|
0,5
|
От подошвы или внутренней грани подпорных стенок
|
3
|
1
|
От подземных сетей:
|
1,5
|
–
|
– газопроводов, канализации
|
– теплопроводов (от стенок канала) и трубопроводов, тепловых сетей
|
2
|
1
|
– водопроводов (при бесканальной прокладке)
|
2
|
–
|
– дренажей силовых кабелей и кабелей связи (при бесканальной прокладке)
|
2
|
0,7
|
Высокорастущие деревья сажайте на границе участка с улицей, а низкорастущие деревья и кустарники – со стороны здания образовательной организации.
Внимание: на территории образовательной организации не сажайте опасные для здоровья детей растения
Как ухаживать за растениями
Чтобы сохранить зеленые насаждения и создать безопасные условия для обучающихся, организуйте:
-
агротехнические мероприятия;
-
санитарную обработку растений;
-
замену утраченных растений новыми.
Агротехнические мероприятия проводите на основе указаний пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153. К таким мероприятиям относят:
- < >
внесение удобрений;
-
рыхление почвы, мульчирование;
-
утепление растений;
-
стрижку газонов.
Санитарную обработку проводите по мере необходимости. К такой обработке относят:
-
санитарную, омолаживающую, формовочную обрезку растений;
-
борьбу с вредителями и болезнями растений;
-
лечение ран, дупел и механических повреждений на деревьях.
Санитарную обрезку растений проводите ежегодно в течение всего вегетационного периода (п. 3.1.4.2 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153). Удаляйте ветви:
-
старые, больные, усыхающие и поврежденные;
-
направленные внутрь кроны или сближенные друг с другом;
-
угрожающие жизни и здоровью обучающихся.
Во время обрезки учитывайте, что расстояние от изолированных проводов до зеленых насаждений должно быть не менее 0,5 м (п. 2.4.8 Правил, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. № 187).
Для борьбы с болезнями зеленых насаждений используйте физические и механические методы борьбы с вредителями.
Внимание: не используйте пестициды на территории образовательной организации (п. 15.4 СанПиН 1.2.2584-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 2 марта 2010 г. № 17). Иначе образовательной организации и ее работникам грозит административная ответственность по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Заменяйте утраченные растения новыми, если обнаружили погибшие, высохшие растения.
Вырубку деревьев и кустарников проводите в порядке, который устанавливают нормативные правовые акты субъекта РФ. В большинстве случаев потребуется разрешение уполномоченного органа по защите зеленых насаждений субъекта РФ (муниципального образования). Самовольная вырубка деревьев и кустарников запрещена (п. 6.4 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Пример регионального регулирования: выдача разрешения на вырубку
Новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производите только по проектам, которые согласованы с уполномоченными органами. Соблюдайте агротехнические условия (п. 6.1 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Совет: высаживайте деревья на участках вместе с детьми в рамках экологических проектов
Как следить за озелененными территориями
Два раза в год проводите плановую оценку состояния озелененных территорий. Делайте это весной в конце апреля и осенью в сентябре.
Чтобы оценить состояние растений, создайте комиссию и включите в нее:
1) заместителя руководителя по хозяйственной части;
2) инженера (при наличии);
3) главного бухгалтера.
По результатам осмотра подпишите акт осмотра в двух экземплярах. Составьте ведомость дефектов и утвердите перечень мероприятий, чтобы подготовить территорию образовательной организации к лету или зиме (п. 5.9 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Тщательно осматривайте озелененную территорию в первый год эксплуатации новых образовательных организаций и после капитального ремонта. Если выявите дефекты в выполненных работах по озеленению и благоустройству участка после строительства или ремонта, то требуйте от подрядчика устранить их за свой счет. Чтобы зафиксировать наличие дефекта, вызовите представителя подрядчика. Если тот не придет в течение пяти дней, составьте и подпишите односторонний акт. Его копию направьте подрядчику и его вышестоящей организации (п. 5.17 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Проводите оперативный осмотр территории после чрезвычайных обстоятельств – ливней, сильных ветров, снегопадов и т. п. (п. 5.10 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).
Сухие деревья учитывают и клеймят специализированные предприятия зеленого хозяйства. На объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства это делают с участием местных органов власти (п. 6.6 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).