21.05.2018

Как озеленить территорию образовательной организации

Общеобразовательная организация обязана озеленить территорию школы (п. 3.1 СанПиН школы). Если она не выполнит это условие, то нарушит санитарно-эпидемиологические требования по воспитанию и обучению детей. За это грозит административная ответственность (ст. 6.7 КоАП РФ). Проверяющие органы могут приостановить деятельность образовательной организации на срок до 90 суток или оштрафовать:

  • должностных лиц – на сумму от 3 тыс. до 15 тыс. руб.;

  • образовательную организацию – на сумму от 30 тыс. до 150 тыс. руб.

    Территорию дошкольной организации рекомендуют озеленить и оградить забором и полосой зеленых насаждений (п. 3.1 СанПиН детского сада).

    Озеленение:

  • повышает безопасность территории;

  • оздоравливает окружающее пространство;

  • способствует эстетическому и экологическому воспитанию обучающихся.

    Растения и их насаждения обладают санитарно-гигиеническими свойствами:

Свойство

Чем помогает

Особенности

Газозащитное

Уменьшают вредную концентрацию находящихся в воздухе газов

Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек

Пылезадерживающее

Задерживают 60–70 процентов пыли, которая содержится в воздухе

Лучше всего задерживают пыль шершавые листья и листья, поверхность которых покрыта ворсинками, как у сирени. На хвойных породах деревьев оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на лиственных. Древесные насаждения уменьшают запыленность воздуха и при отсутствии лиственного покрова

Ветрозащитное

Задерживают порывы ветра

Наиболее эффективны ажурные защитные полосы, которые пропускают сквозь себя до 40 процентов всего потока ветра

Теплорегуляционное

Защищают почву и поверхности стен зданий от прямого солнечного облучения, предохраняют их от сильного перегрева и повышения температуры воздуха

Температура воздуха над газоном на 4 °С ниже, чем над асфальтовым покрытием

Оздоравливающее

Выделяют летучие и нелетучие вещества – фитонциды, которые обладают способностью убивать болезнетворные бактерии или тормозить их развитие

Лучшими поглотительными качествами обладают тополь бальзамический, липа мелколистная, ясень, сирень и жимолость

Шумозащитное

Поглощают звуковые волны и снижают уровень шума

Кроны лиственных деревьев поглощают 26 процентов падающей на них звуковой энергии. Хорошо развитые кустарниковые и древесные породы с густой кроной на участке шириной в 30–40 м могут снижать уровни шума на 17–23 дБ

Как определить площадь и плотность озеленения

Предусмотрите озеленение из расчета не менее 50 процентов площади территории, свободной от застройки (п. 3.1 СанПиН детского садап. 3.1 СанПиН школы). В районах Крайнего Севера и в городах с плотной городской застройкой можно озеленить:

  • 25–30 процентов территории школы;

  • 20 процентов территории детского сада.

    Используйте нормы посадки деревьев и кустарников на 1 гектар озеленяемой площади образовательной организации из таблицы 6 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153.

Вид растения

Количество растений, шт.

Нечерноземная зона

Лесостепная зона

Степная зона

Сухая степь, полупустыня

Северный район

Центральный район

Восточный район

Европейская часть

Азиатская часть

Европейская часть

Азиатская часть

Участки детских садов и яслей

Деревья

100–120

140–160

140–160

180–220

180–220

220–250

220–250

220–250

Кустарники

1200–1440

1400–1600

1400–1600

1440–1760

1800–2200

1760–2000

2200–2500

2200–2500

Участки школ

Деревья

100–120

60–100

80–110

100–120

100–120

120 – 150

150–200

150–200

Кустарники

1000–1200

800–1000

800–1100

1000–1200

1000–1200

1200–1500

1500–2000

1500–2000

Как расположить растения

Используйте зеленые насаждения, чтобы разделить групповые площадки друг от друга и отгородить их от хозяйственной зоны.

При посадке учитывайте ориентацию окон групповых помещений, веранд, учебных классов.

Деревья не должны препятствовать инсоляции и освещенности помещений. Высаживайте кустарники и деревья с учетом расстояния от стен здания и различных сооружений до места посадки растений (п. 2.6.11 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Здание и сооружение

Расстояние, м, до оси

Ствола дерева

Кустарника

От наружных стен зданий и сооружений

5

1,5

От края тротуаров и садовых дорожек

0,7

0,5

От края проезжей части улиц, кромок укрепленных обочин дорог или бровок канав

2

1

От мачт и опор осветительной сети, трамвая, мостовых опор и эстакад

4

От подошвы откосов, террас и др.

1

0,5

От подошвы или внутренней грани подпорных стенок

3

1

От подземных сетей:

1,5

– газопроводов, канализации

– теплопроводов (от стенок канала) и трубопроводов, тепловых сетей

2

1

– водопроводов (при бесканальной прокладке)

2

– дренажей силовых кабелей и кабелей связи (при бесканальной прокладке)

2

0,7

Высокорастущие деревья сажайте на границе участка с улицей, а низкорастущие деревья и кустарники – со стороны здания образовательной организации.

Внимание: на территории образовательной организации не сажайте опасные для здоровья детей растения

Как ухаживать за растениями

Чтобы сохранить зеленые насаждения и создать безопасные условия для обучающихся, организуйте:

  • агротехнические мероприятия;

  • санитарную обработку растений;

  • замену утраченных растений новыми.

    Агротехнические мероприятия проводите на основе указаний пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153. К таким мероприятиям относят:

  • < >

    внесение удобрений;

  • рыхление почвы, мульчирование;

  • утепление растений;

  • стрижку газонов.

    Санитарную обработку проводите по мере необходимости. К такой обработке относят:

  • санитарную, омолаживающую, формовочную обрезку растений;

  • борьбу с вредителями и болезнями растений;

  • лечение ран, дупел и механических повреждений на деревьях.

    Санитарную обрезку растений проводите ежегодно в течение всего вегетационного периода (п. 3.1.4.2 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153). Удаляйте ветви:

  • старые, больные, усыхающие и поврежденные;

  • направленные внутрь кроны или сближенные друг с другом;

  • угрожающие жизни и здоровью обучающихся.

    Во время обрезки учитывайте, что расстояние от изолированных проводов до зеленых насаждений должно быть не менее 0,5 м (п. 2.4.8 Правил, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. № 187).

    Для борьбы с болезнями зеленых насаждений используйте физические и механические методы борьбы с вредителями.

    Внимание: не используйте пестициды на территории образовательной организации (п. 15.4 СанПиН 1.2.2584-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 2 марта 2010 г. № 17). Иначе образовательной организации и ее работникам грозит административная ответственность по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

    Заменяйте утраченные растения новыми, если обнаружили погибшие, высохшие растения.

    Вырубку деревьев и кустарников проводите в порядке, который устанавливают нормативные правовые акты субъекта РФ. В большинстве случаев потребуется разрешение уполномоченного органа по защите зеленых насаждений субъекта РФ (муниципального образования). Самовольная вырубка деревьев и кустарников запрещена (п. 6.4 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

    Пример регионального регулирования: выдача разрешения на вырубку

    Новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производите только по проектам, которые согласованы с уполномоченными органами. Соблюдайте агротехнические условия (п. 6.1 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

    Совет: высаживайте деревья на участках вместе с детьми в рамках экологических проектов

    Как следить за озелененными территориями

    Два раза в год проводите плановую оценку состояния озелененных территорий. Делайте это весной в конце апреля и осенью в сентябре.

    Чтобы оценить состояние растений, создайте комиссию и включите в нее:

    1) заместителя руководителя по хозяйственной части;

    2) инженера (при наличии);

    3) главного бухгалтера.

    По результатам осмотра подпишите акт осмотра в двух экземплярах. Составьте ведомость дефектов и утвердите перечень мероприятий, чтобы подготовить территорию образовательной организации к лету или зиме (п. 5.9 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

    Тщательно осматривайте озелененную территорию в первый год эксплуатации новых образовательных организаций и после капитального ремонта. Если выявите дефекты в выполненных работах по озеленению и благоустройству участка после строительства или ремонта, то требуйте от подрядчика устранить их за свой счет. Чтобы зафиксировать наличие дефекта, вызовите представителя подрядчика. Если тот не придет в течение пяти дней, составьте и подпишите односторонний акт. Его копию направьте подрядчику и его вышестоящей организации (п. 5.17 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

    Проводите оперативный осмотр территории после чрезвычайных обстоятельств – ливней, сильных ветров, снегопадов и т. п. (п. 5.10 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).

Сухие деревья учитывают и клеймят специализированные предприятия зеленого хозяйства. На объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства это делают с участием местных органов власти (п. 6.6 Правил, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153).