21.05.2018

Как уменьшить количество детских травм в образовательной организации

Чтобы уменьшить количество травм у детей, когда они находятся в образовательной организации, следите за состоянием помещений и оборудованиятерритории, инвентаря и ограждения. Кроме того, проведите мероприятия, чтобы улучшить детскую дисциплину. В рекомендации – практические советы и примеры, которые помогут не допустить несчастных случаев в образовательной организации.

Внимание: если в образовательной организации дети до 14 лет нанесут друг другу или любому другому лицу травму или испортят чужие вещи, то ответственность за причинение вреда будет нести образовательная организация (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Как следить за состоянием помещений и оборудования

Чтобы обеспечить безопасность детей, проводите регулярно ремонт, а мебель размещайте так, чтобы ученики и воспитанники не получили от нее травмы, когда будут играть и передвигаться по организации.

Среди оснащения помещений можно выделить группы объектов, которые надо регулярно проверять на травмоопасность и целостность:

  • школьная мебель и оборудование в кабинетах;

  • покрытие пола;

  • оконные проемы;

  • санитарные объекты – раковины и смесители;

  • другая мебель, например офисные столы, шкафы для бумаг.

    Поручите проводить проверки ответственному за хозяйственную часть в образовательной организации. Проверки надо проводить не реже чем один раз в неделю. Лучше проверять чаще, чтобы вовремя заметить сломанную или поврежденную мебель.

    Совет: чтобы было удобно проверять оснащение предметных кабинетов, можно составить «обходной лист» с перечнем объектов для проверки и графами для пометок.

    После каждой проверки помещений необходимо принимать меры – проводить ремонт поврежденного объекта или заменять его на целый и исправный.

    Как следить за состоянием территории, инвентаря и ограждения

    Территорию образовательной организации, инвентарь, который на ней размещен, и систему ограждения надо содержать так, чтобы исключить травмоопасную ситуацию. Для этого:

  • организуйте комплексную уборку территории;

  • проводите регулярный осмотр и ремонт инвентаря – малых архитектурных форм, урн, технических сооружений;

  • следите за состоянием ограждения территории.

    Как убирать территорию

    Убирайте территорию в соответствии с санитарными нормами и правилами, сезонными периодами.

    Как осматривать и ремонтировать инвентарь

    Поручите ответственному по хозяйственной части проводить осмотры малых архитектурных форм, урн и технических сооружений раз в неделю. Кроме того, поощряйте уборщиков, воспитателей, учителей и детей информировать администрацию о том, что на территории образовательной организации есть неисправные или небезопасные объекты. Например, разместите на стенде информацию о том, кому и как можно сообщить о небезопасном объекте, – укажите номер кабинета, телефон, электронную почту ответственного работника.

    Особое внимание уделите безопасности объектов после зимнего периода. Многие конструкции деформируются и могут нести угрозу жизни и здоровью детей. Поручите ответственному работнику:

  • проверить теневые навесы – нет ли обрушившихся стен, цела ли крыша навеса, не поврежден ли пол;

  • осмотреть игровое оборудование – все ли детали на месте и исправны, в каком состоянии фундамент – насколько прочен, в каком состоянии покрытие оборудования;

  • проверить спортивное оборудование – нет ли повреждений в покрытии спортивной площадки, в каком состоянии детали оборудования и их покрытие, окраска.

    По результатам осмотра надо составить акт и определить перечень мероприятий, которые необходимы, чтобы конструкции отвечали требованиям санитарных норм и правил, стандартам и техническим регламентам. Поручите работникам организовать и провести ремонт поврежденных конструкций.

    Как проверять ограждения

    Поручите ответственным за хозяйственную часть и безопасность следить за состоянием ограждения территории – забором, калитками, запирающими устройствами.

    Забор в процессе эксплуатации может деформироваться и представлять угрозу безопасности детей. Поручите ответственным регулярно проверять:

  • не просели ли секции забора;

  • не качаются ли опорные столбы и вертикальны ли они на всем протяжении;

  • не прогнили ли опорные столбы, не подверглись ли они коррозии;

  • не нарушилось ли расстояние между прутьями забора – оно должно быть одинаковым;

  • не повреждены ли сварные швы и мелкие элементы конструкции.

    Если выявили нарушение целостности, деформацию забора, то организуйте ремонт.

    Внимание: если необходимо провести сварочные и лакокрасочные работы, то организуйте их в то время, когда на территории организации нет детей. Например, в выходные или праздничные дни.

    Как укреплять детскую дисциплину

    Чтобы предотвратить детский травматизм, укрепляйте детскую дисциплину. Часто ученики получают травмы во время перемены, когда они активно играют, озорничают и проявляют неосторожность и резкость. Включите мероприятия по повышению дисциплины и профилактике травматизма в план воспитательной работы образовательной организации. Работайте комплексно с детьми и их родителями.

    Как работать с детьми

    Чтобы предотвратить травмы детей, проводите с ними беседы, классные часы и собрания. На таких мероприятиях:

  • учите детей избегать опасных шалостей и шуток на уроках и переменах, а также необоснованного риска при занятии спортом;

  • объясните детям, что нецелесообразно применять физическую силу к своим сверстникам при отсутствии угрозы с их стороны;

  • учите детей предвидеть возможные последствия их действий;

  • напоминайте детям, что необходимо соблюдать правила техники безопасности на уроках, надевать специальную одежду для занятий – например, для физкультуры, уроков труда, химии;

  • объясните детям, что они ответственны не только за свое здоровье, но и за здоровье одноклассников.

    Как работать с родителями

    Чтобы укрепить детскую дисциплину, работайте не только с учениками, но и с их родителями. Попросите их уделять больше внимания профилактике детского травматизма:

  • объяснять ребенку, что необходимо соблюдать правила безопасности на уроках, в школе, на дорогах – и подкреплять это собственным примером;

  • выбирать безопасную обувь, в том числе для занятий физкультурой – кроссовки должны соответствовать размеру и форме ноги ребенка, быть легкими и удобными, иметь гибкую подошву и фиксировать голеностопный сустав;

  • выбирать одежду для детей по размеру и без многочисленных металлических включений, которые могут быть причиной повреждений, – например, застежек, пряжек;

создавать условия для физического развития ребенка – например, записать ребенка в спортивную секцию, чтобы его обучили безопасности и спортивному поведению, и ребенок смог выплескивать накапливающуюся энергию безопасным способом.