25.05.2018

Содержание работы с детьми в летний период

Летом воспитанники дошкольных образовательных организаций большую часть времени проводят на воздухе. Учитывая это, строить работу с детьми в летний период педагогам нужно так, чтобы им было интересно, чтобы каждый день был наполнен новым содержанием.

Лето предоставляет большие возможности для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, поэтому в этот период следует особое внимания уделять спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям. В качестве основных средств воспитания и развития движений у воспитанников летом используются: игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные, подвижные игры, "школа мяча", "школа скакалки", игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения. Рекомендуется еженедельно организовывать физкультурные досуги.

Особое внимание в работе с детьми летом уделяется также различным закаливающим мероприятиям : воздушным ваннам (в облегченной одежде), хождению босиком по траве, по дорожке здоровья, обширному умыванию, мытью ног теплой водой, играм с водой на прогулке и пр.

Летний период является также благоприятным для развития у детей познавательного интереса и экологической культуры. Поэтому большое место в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста отводится целевым прогулкам экологического содержания, походам за пределы территории ДОО, познавательно-исследовательской деятельности. При этом к таким походам, экскурсиям, прогулкам предъявляются определенные требования: количество сопровождающих, время, маршрут, наличие на наблюдаемом участке ядовитых ягод, растений, грибов и т.д.).

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой, организация совместной деятельности взрослых и детей во время прогулок, походов создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературные досуги, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций.

Организуя наблюдения с детьми, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы. Дошкольники учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды. Для закрепления знаний экологического содержания следует фиксировать результаты наблюдений в календаре погоды. Также педагог помогает дошкольникам в установлении связи между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период, рассказывает о роли в природе насекомых, птиц, животных, формирует у детей бережное отношение ко всему живому.

Отправляясь с воспитанниками в лес, педагог должен помнить об активности насекомых в этот перод, укусы которых могут вызвать сильную аллергию , провести предварительную беседу с детьми о ядовитых растениях, ягодах, грибах, правилах поведения в лесу.

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования.

Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных обстоятельствах: "Как беречь здоровье летом?"; "Что нужно делать, чтобы не получить солнечный удар?"; "Как оказать первую помощь (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа)?"; "Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?" и т.д.

Можно провести беседы с рассматриванием картинок "В мире опасных предметов и проборов", "Пожар", прочитать книжки по данной тематике, закрепить правила дорожного движения. На участке рекомендуется оформить соответствующий уголок.

В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, изонить, бумагопластика, макраме, составление витражей и т.д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной деятельности может быть разнообразной.

Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально-дидактические игры, организация слушания , пения, создание условий для детской творческой импровизации. Уместным во время прогулки будет хоровод с воспитанниками, например, вокруг березки.

Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у воспитанников, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду. В ходе данной работы с воспитанниками закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.

На цветнике и огороде педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоятельность, ответственность. При этом трудовые поручения должны быть посильны воспитанникам, соответствовать их возрасту и индивидуальным особенностям.

Таким образом, в планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.