Последние новости
|
07.02.2019
Как в 2019 году провести аттестацию педагогов на соответствие занимаемой должностиКак в 2019 году провести аттестацию педагогов на соответствие занимаемой должности
Главное в статье
1. Определите список педагогов, которые должны пройти аттестацию. Сформируйте комиссию.
2. Подайте представления в комиссию. Убедитесь, что сотрудники ознакомлены с решением и знают, как действовать, если не согласны с ним.
Проводите аттестацию работников, чтобы проверить, соответствует работник занимаемой должности или нет. Если аттестационная комиссия признает, что работник не соответствует должности, то его можно уволить. Из рекомендации узнаете, кого обязательно надо аттестовывать и что делать после аттестации.
Кого надо аттестовывать
Аттестовать на соответствие занимаемой должности можно любого работника школы и детского сада. В сфере образования обязательную аттестацию и ее порядок законодательство устанавливает только для педагогических работников. Это указано в части 1 статьи 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Работодатель вправе самостоятельно установить обязательность и правила аттестации непедагогических работников, например, инженерно-технических, административно-хозяйственных, учебно-вспомогательных, медицинских. Кроме того, можно отдельно выделить аттестацию заместителя руководителя, так как к этой должности предъявляются повышенные требования по сравнению с обычным административным персоналом.
Сроки аттестации педагогов
Категория работников Срок проведения аттестации
Женщины в отпуске по беременности и родам Не ранее чем через два года после их выхода из отпусков
Работники в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
Работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием Не ранее чем через год после их выхода на работу
В список включите работников, которые проходили аттестацию на соответствие занимаемой должности пять лет назад, в том числе если они совмещают несколько должностей. В списке укажите тех работников, чьи должности указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников.
ПРИМЕР. В перечень входят учитель, воспитатель, старший воспитатель, логопед, педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-библиотекарь, тьютор, методист.
Есть категории работников, которых аттестовывать не надо. Не включайте в список:
• педагогов, которые имеют квалификационные категории;
• педагогов, которые проработали в должности менее двух лет в вашей организации;
• беременных женщин;
• женщин, которые находятся в отпуске по беременности и родам;
• педагогов, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
• педагогов, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Работников из списка исключений аттестуйте после того, как прекратятся обстоятельства, не позволяющие им проходить аттестацию. Сроки аттестации таких работников смотрите в таблице.
Порядок аттестации не предусматривает внеочередную аттестацию педагогов. Их аттестуют раз в пять лет. Если педагог ненадлежаще исполняет свои обязанности, то работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания – замечание, выговор, увольнение. Это прописано в статье 192 ТК.
Как организовать аттестацию педагогов
Порядок аттестации педагогических работников определило Минобрнауки в приказе от 07.04.2014 № 276. Он действует в отношении педагогов всех школ и детских садов независимо от их организационно-правовых форм, в том числе распространяется на частные образовательные организации.
Создайте аттестационную комиссию и утвердите списки работников и график аттестации. Уведомите работников об этих документах не менее чем за 30 календарных дней до дня аттестации. Подайте в аттестационную комиссию представление на каждого работника, которого направили на аттестацию. Работник может дополнительно представить в комиссию сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность.
В назначенный день аттестационная комиссия проводит заседание и рассматривает материалы на каждого работника. В итоге комиссия выносит решение о том, соответствует или не соответствует работник занимаемой должности, и заносит результаты обсуждения в протокол.
Если работник присутствовал на заседании, ознакомьте его с результатами сразу после голосования комиссии. Ознакомьте его также с выпиской из протокола в течение пяти рабочих дней после заседания и храните выписку в личном деле работника.
Чтобы провести аттестацию, издайте приказ и утвердите в нем состав аттестационной комиссии, список работников, которые подлежат аттестации, график аттестации.
Ознакомьте педагогов под подпись с приказом, которым утвердили список работников и график аттестации. Сделайте это не менее чем за 30 календарных дней до дня их аттестации. Так указывает пункт 9 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276.
Предусмотрите в конце приказа лист ознакомления, чтобы работники могли поставить подпись о том, что ознакомились сразу со всеми документами из приказа. Если у работодателя не будет доказательств того, что работник ознакомился с документами о его аттестации, то это будет дополнительным аргументом в суде, чтобы признать результаты аттестации недействительными.
К СВЕДЕНИЮ
Как аттестовать совместителя
Если работник выполняет педагогическую работу в школе или детском саду по совместительству, даже в такой же должности, что и по основному месту работы, и не имеет квалификационной категории, то аттестовывайте его на соответствие занимаемой должности на общих основаниях с другими педагогами (п. 1 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276).
Кого включить в аттестационную комиссию
Аттестационную комиссию сформируйте из числа работников образовательной организации. Чтобы обеспечить непредвзятость решения комиссии, включите в нее работников, которым напрямую аттестуемый не подчиняется и не связан с ними родственными отношениями.
Если в школе или детском саду есть профком, то в состав аттестационной комиссии обязательно включите его представителя согласно пункту 7 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276. Это необходимо, чтобы потом использовать результаты аттестации как основание для увольнения и соблюсти требования части 3 статьи 82 ТК.
Назначьте председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя и секретаря. Сделайте это в том же приказе, которым утвердите персональный состав комиссии.
В качестве председателя может быть директор или заведующий – закон это не запрещает. Однако Профсоюз работников народного образования и науки не считает целесообразным, чтобы руководитель входил в состав аттестационной комиссии, поскольку и так руководитель организует аттестацию и готовит представление на каждого работника
Как оформить график аттестации
Внимание!
Школа и детский сад должны проводить аттестацию педагогов раз в пять лет
В графике аттестации укажите фамилию, имя и отчество педагогов, их должность, дату прохождения предыдущей аттестации и дату предстоящей аттестации. Определите группы работников, которые будут проходить аттестацию в один день. Группы можно составить с учетом специфики работы и возможностей комиссии. Например, аттестуйте учителей вместе, но не более 20 человек в один день.
График аттестации можно составить сразу на год. Это удобно, если планируете проводить аттестацию несколько раз в год. Если педагог, включенный в график, уволится, внесите изменения в график.
В какой форме подавать представления в комиссию
Внимание!
Педагоги без квалификационной категории обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности
Подготовьте представления на каждого аттестуемого работника и подайте их в комиссию. Законодательство не регулирует сроки, в течение которых надо подать представления в комиссию. Сделайте это заранее, чтобы комиссия могла ознакомиться с содержанием документов.
В представлении укажите сведения о работнике:
• фамилию, имя, отчество;
• наименование должности на дату проведения аттестации;
• дату заключения по этой должности трудового договора;
• уровень образования и квалификации по специальности или направлению подготовки;
• информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
• результаты предыдущих аттестаций, если они были;
• мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагога.
Ознакомьте работника с его представлением под подпись. Сделайте это не позднее чем за 30 календарных дней до дня аттестации. Если работник отказывается ставить подпись о том, что он ознакомлен с представлением, то составьте акт в присутствии еще двух граждан. Они должны поставить подпись на акте вместе с подписью работодателя. Это указано в пункте 12 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276.
Педагог должен знать содержание представления, чтобы иметь возможность дополнить информацию о себе. Работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность, за период с даты предыдущей аттестации. Если педагога аттестуют впервые на этой работе, то он представляет информацию с даты устройства на работу.
Как проводить заседание комиссии
Внимание!
Комиссия не обязана признавать работника не соответствующим должности, если у него нет профильного образования
В день аттестации, который указан в графике, аттестационная комиссия проводит заседание, на котором рассматривает все поданные документы на работников. Педагог участвует в заседании комиссии. Комиссия может задать работнику вопросы, чтобы определиться в решении.
Педагог не обязан уведомлять о том, что будет присутствовать на заседании аттестационной комиссии. Если работник не пришел в день проведения аттестации, работодатель выясняет причину отсутствия. Если она уважительная, то перенесите аттестацию педагога на другую дату. О переносе надо уведомить работника не менее чем за 30 календарных дней до новой даты аттестации, поэтому назначить новую аттестацию можно не раньше чем через 31 календарный день от даты несостоявшегося заседания.
Если педагогический работник не явился на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины, комиссия проводит аттестацию без него.
Заседание будет правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. На заседании аттестационная комиссия рассматривает представление и дополнительные сведения от работника, которые характеризуют его профессиональную деятельность.
Чтобы принять решение, комиссия просит аттестуемого работника удалиться и без него проводит открытое голосование. Решение принимают большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Если половина и более членов комиссии, присутствующих на заседании, проголосовали положительно, то педагог признается соответствующим занимаемой должности. Это регламентирует пункт 17 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276. Если комиссия аттестовывает педагога, который является ее членом, то такой работник не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Как оформить решение и ознакомить с ним работника
Секретарь комиссии вносит ее решения в протокол заседания комиссии. Его подписывают председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, которые присутствовали на заседании. Все материалы аттестации – протокол, представления, дополнительные сведения от работников – секретарь передает работодателю на хранение (п. 19 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276).
В течение двух рабочих дней со дня аттестации секретарь комиссии должен составить выписку из протокола на педагогов, которые прошли аттестацию. В выписку надо включить фамилию, имя, отчество работника, наименование его должности, дату заседания аттестационной комиссии, результат голосования и принятое комиссией решение. Выписку вкладывают в личное дело педагога и хранят вместе с другими кадровыми документами.
Если работник присутствовал на аттестации, то комиссия знакомит его с результатами сразу после того, как подведет итоги голосования. Это указано в пункте 18 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276. Факт ознакомления педагога с результатами секретарь должен внести в протокол. Если решение приняли в отсутствие работника, которого не было по неуважительной причине, то секретарь знакомит его с результатами аттестации в общем порядке, как с обычными документами, – например, в течение пяти рабочих дней под подпись.
Секретарь комиссии также должен ознакомить работника под подпись с выпиской из протокола заседания комиссии. Это надо сделать в течение трех рабочих дней после того, как секретарь составит выписку.
Если работник не согласен с результатами аттестации, то вправе обжаловать решение комиссии в судебном порядке. Это регламентирует пункт 21 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276.
Что делать по итогам аттестации
Если по итогам аттестации работник не соответствует должности, то предложите ему другую должность, для которой квалификации работника будет достаточно. Если такой должности нет или работник отказывается на нее переходить, то трудовой договор можно расторгнуть.
Есть случаи, когда работника нельзя уволить по результатам аттестации. Нельзя уволить гражданина, если он находится на больничном или в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК). Не увольняйте женщин, имеющих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет, и других работников, которых перечисляет часть 4 статьи 261 и статья 264 ТК.
Если аттестационная комиссия рекомендовала поощрить работника, то издайте приказ о поощрении и определите, в какой форме отблагодарите работника. Сотруднику можно объявить благодарность, выдать премию, наградить ценным подарком, почетной грамотой, представить к званию лучшего в профессии.
К СВЕДЕНИЮ
В 2020 году система аттестации педагогов изменится
С середины 2018 года в России Минобрнауки начало внедрять Национальную систему учительского роста (НСУР). Это новая модель аттестации педагогических работников. НСУР апробировали в 19 регионах страны. Новая модель основана на типовых комплектах единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Они позволяют дифференцировать уровень педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям.
В первом полугодии 2020 года Минобрнауки проведет итоговую апробацию. В 2019 году действуют старые правила аттестации.
© Материал из Справочной системы «Образование».
|