19.06.2019

Что растет у нас в саду

Конкурс проводится с целью выявления, распространения и поощрения лучшего опыта работы по благоустройству территории, прилегающей к образовательному учреждению, эффективного использования возможностей приусадебного участка в учебно-воспитательном процессе, обеспечения сельскохозяйственной продукцией в организации питания образовательных учреждений в рамках Программы импортозамещения.

Филиал № 1 "Чебурашка" МДОУ детский сад "Родничок" села Турочак

Природа – это единственная книга,

каждая страница которой полна глубокого содержания.

И.В.Гете

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, как растут деревья или овощи на грядке, как для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

В рамках экологического образования дошкольников, на современном этапе, предусмотрено ознакомление их с окружающим миром, миром природы. Для этого в ДОУ должна быть создана определенная эколого-развивающая среда. Такая среда создается как в групповом помещении детского сада, так и на его территории.

На участке нашего детского сада, по периметру вдоль забора посажены деревья и кустарники, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра и создающие тень в жаркие летние дни. На территории детского сада можно увидеть березы, ели, пихты, тополь, черемуху, сирень, а возле мини-огорода – кусты смородины. Дети не только любуются красотой деревьев и кустарников, но наблюдают за ними в разное время года, экспериментируют, изготавливают поделки из листьев, хвои, веточек.

Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающей к земле, - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет, зеленый цвет листьев и трав успокаивает нервную систему детей.

Около зданий разбиты клумбы, посажены цветы, чтобы у всех входящих сразу поднималось настроение, чтобы дети видели, как растут цветы, чтобы ухаживали за ними и собирали семена, выращивали цветочную рассаду, украшали ими свою группу. В цветниках подобраны растения, способные цвести с весны до поздней осени. Они неприхотливы и дети могут ухаживать за ними самостоятельно. На клумбах можно увидеть нарциссы, тюльпаны, ирисы, астры, бархатцы, цинии, хосты, георгины и другие цветы. Большую помощь при посадке цветочных культур оказали родители воспитанников детского сада. Они принесли семена цветов, поделились многолетними растениями, которые теперь радуют всех своим цветением. Цветущие растения украшают участок детского сада, доставляют детям радость, эстетическое наслаждение разнообразием расцветки, форм и ароматов.

На участке детского сада выделено место для мини-огорода с грядками.

Под огород выбрано ровное место, хорошо освещенное солнцем. Совместными усилиями педагогов и родителей огород был огорожен, завезена земля, разбиты грядки.  Каждый год наш огород засаживается разными овощными культурами. Тут растут зеленый лук и укроп, горох, свекла, морковь, перец, томаты, капуста, редис, тыква, кабачки и др. С целью формирования представлений дошкольников о разных овощных культурах ассортимент ежегодно меняется. Дети средней группы высевают крупные семена (кабачки, горох, бобы), сажают лук. Зимой дети выращивали лук в ящиках, поэтому им знакомы приемы посадки и ухода за луком. Работая на огороде, они узнают, что лук можно выращивать и на грядках. Старшие дошкольники сеют более мелкие семена (салат, укроп, репу, морковь). Салат и укроп можно посеять на бордюре. Младшим детям рекомендовано было посадить на бордюре кустики садовой земляники. Поэтому на грядках нашего огорода можно увидеть и такую ягодную культуру. В летний период дежурные (дети старших групп) каждый день приносят на кухню свежую зелень, срезанную со своего огорода. Все лето ребята работают на огороде и наблюдают за ростом и созреванием овощей, а в осенний период ребята собирают выращенный ими урожай.

Следуя традициям, детский сад и в этом году запланировал посадку овощных культур на мини-огороде. Весной были подготовлены грядки, произведена посадка томатов и перца, посев овощей в грунт.

Совместный труд взрослых и детей приучает дошкольников к ответственности, нравственности, сплоченности, развивает трудовые и коммуникативные навыки, формирует представление о мире в целом.

Во время совместной деятельности на огороде воспитатели вместе с детьми закрепляют знания и представления не только об овощах, но и условиях их выращивания, способах ухода, а также занимаются опытно-экспериментальной деятельностью.

Действуя сообща, дети также закрепляют общепринятые нормы и правила, включая правила безопасной жизнедеятельности, так как воспитатель знакомит детей с этими правилами, соблюдает их сам.

В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, в том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры и педагогического мастерства, воспитатель должен иметь элементарные знания в области экологии и биологии, физиологии животных, а также уметь показывать детям, как правильно сажать и поливать растения, работать в цветнике и огороде с инструментом. Если воспитатель приучит детей трудиться, бережно относиться к природным объектам, окружающим его, наблюдать и любоваться яркими красками осенних деревьев и кустарников, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном, знакомом.

Все эти знания и навыки необходимы также для социализации и подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать, и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и др. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Самарская Е.Г.