14.10.2019

Кто и как проверяет заказчиков по 223-ФЗ

Проверки ФАС

ФАС проверяет заказчиков по жалобам. Провести внеплановую проверку контролеры могут только по антимонопольному законодательству. Результаты проверок оформляют решением. Если найдут нарушение, выдадут предписание.

Кто вправе подать жалобу в ФАС

Федеральная антимонопольная служба проверяет заказчиков по жалобам участников, корпорации МСП и органов власти регионов.

Участник вправе обжаловать действия заказчика, который:

Когда срок подачи заявок завершился, обжаловать закупку могут только участники, которые подали заявки.

Корпорация МСП, органы исполнительной власти регионов и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчика, в отношении которого проводят оценку и мониторинг и который нарушил права субъектов МСП.

Как ФАС рассматривает жалобу

Если ФАС примет жалобу, то приостановит закупку и направит заказчику уведомление, в котором укажет:

  • краткое содержание жалобы;
  • сайт, на котором контролеры опубликовали жалобу, – сайт ФАС, ЕИС, ЭТП;
  • место и время рассмотрения жалобы.

Уведомление ФАС направит по почте или факсу либо на email, который указали в извещении.

В течение одного рабочего дня с даты, когда получили уведомление, предупредите о жалобе участников, которые подали заявки. Сообщите им место и время, когда комиссия антимонопольного органа рассмотрит жалобу. Когда проводите бумажную закупку, предупредите тех участников, которые указали контрактные данные на конверте с заявкой. Вскрывать конверт до начала рассмотрения заявок нельзя. При электронной закупке оператор ЭТП заблокирует закупку и предупредит участников.

Вы вправе направить в ФАС письменное возражение на жалобу. Сделать это необходимо не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы. В возражении напишите:

  1. название, место нахождения, почтовый адрес, телефон организации;
  2. название, место нахождения для юридического лица, фамилию, имя, отчество, место жительства для физического лица заявителя, его почтовый адрес, email, телефон, факс. Информацию возьмите из жалобы;
  3. сведения о закупке, сайт, на котором разместили информацию, – ЕИС, а также ЭТП при электронной закупке;
  4. возражения – опишите, с какими доводами заявителя не согласны, и почему;
  5. перечень документов, которые направляете вместе с возражением.

Возражения направьте по почте, факсу, на email или другим способом. Например, передайте с нарочным.

Передайте в ФАС извещение, документацию, заявки участников, протоколы, аудио- и видеозаписи, другие документы по требованию антимонопольной службы. Чтобы защитить свою позицию, пришлите на заседание представителя. Однако ФАС рассмотрит жалобу и без вашего представителя.

Комиссия ФАС рассматривает жалобы на действия заказчика в течение семи рабочих дней с даты, когда получит обращение. Чтобы получить дополнительную информацию, контролеры вправе один раз продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на семь рабочих дней.

Порядок, в котором подают и рассматривают жалобу, описан в частях 4–710–16 и 18 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Внимание: не заключайте договор, пока ФАС не рассмотрит жалобу. Если заключите сделку, суд признает договор ничтожным. Вывод следует из части 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: суд признал договор недействительным 

Когда контролеры выдадут предписание

Если комиссия ФАС решит, что заказчик нарушил закон, выдаст предписание согласно части 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Предписание необходимо исполнить или обжаловать. Подробнее читайте в рекомендации Как исполнить предписание ФАС при закупке по 223-ФЗ.

Копии решения и предписания ФАС направит заказчику в течение трех рабочих дней с даты, когда примет. Кроме того, разместит документы на сайте ФАС или в ЕИС (ч. 22 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Внимание: антимонопольная служба вправе рассматривать жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. К примеру, если участник жалуется на документацию, ФАС не вправе в рамках Закона № 223-ФЗ выносить предписание об ошибках в протоколе. Вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Однако специалисты ФАС все равно выносят предписания за нарушения, которые заявители не указывают в жалобе. Свою позицию ФАС объяснила антимонопольным законодательством: согласно части 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (письмо, разъяснение ФАС от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Верховный суд разъяснил, что ФАС не имеет права выносить решение по доводам, которые заявитель не указал в жалобе. Однако антимонопольный орган может проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиками антимонопольного законодательства согласно статье 25.1 Закона № 135-ФЗ.

Заказчик ограничит конкуренцию и нарушит антимонопольное законодательство в следующих случаях:

  1. координирует деятельность участников, заключает соглашения с участниками, если такие соглашения ограничивают или могут ограничить конкуренцию;
  2. создает участнику закупки преимущества;
  3. нарушает порядок выбора победителя закупки;
  4. позволяет сотрудникам участвовать в закупке (конфликт интересов).

Случаи перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы вынести предписание по доводам, которых нет в жалобе, комиссия ФАС должна рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства согласно главе 9 Закона № 135-ФЗ. Проводить внеплановые проверки на основании статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ нельзя (п. 17 и 18 Обзора Верховного суда от 16.05.2018).

Таким образом, ФАС вправе выдать предписание и по доводам, которые заявитель в жалобе не указывал. Однако, если мотивирует решение статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, сможете обжаловать решение антимонопольного органа в суде.

 

ример: заказчик обжаловал предписание ФАС в суде

Антимонопольная служба рассматривает жалобы на действия заказчика в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Правила обжалования перечислены в частях 10–12 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Прокурорский надзор

Прокуратура проверяет заказчиков по Закону № 223-ФЗ в рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства. Прокуроры проводят проверки на основании информации о нарушении законодательства – жалобам, сообщениям в СМИ.

Решение о проверке принимает прокурор или его заместитель. В решении сотрудники прокуратуры укажут цели, основания и предмет проверки. Прокуратура предупредит о начале проверки не позднее даты ее начала. Поэтому о проверке заказчик может узнать, когда придут сотрудники прокуратуры.

Максимальный срок проверки – 30 календарных дней. Прокурор или заместитель вправе продлить срок еще на 30 календарных дней. Если надзорный орган проверяет ваши филиалы или подразделения в разных регионах, срок проверки установит отдельно для каждого филиала или подразделения.

В ходе проверки прокурор вправе:

  • входить на территорию и в помещения заказчика;
  • получать доступ к документам и материалам;
  • требовать от руководителя и сотрудников заказчика документы, материалы, их копии;
  • требовать выделить специалистов, чтобы получить ответы на возникшие вопросы;
  • вызывать сотрудников заказчика для объяснений.

Прокурор, который приходит с проверкой к заказчику, обязан показать служебное удостоверение.

Допустим, в ходе проверки прокурор найдет нарушения, которые не упоминались в жалобе. В этом случае предмет проверки расширят или назначат новую проверку. Например, проверяли закупочную документацию и нашли нарушения в бухгалтерии.

Прокуратура вправе приостановить проверку в трех случаях:

  1. нужно провести сложные или длительные исследования, экспертизы;
  2. заказчик мешает проверке;
  3. заказчик не передает сотрудникам прокуратуры документы или сведения для проверки.

Приостанавливать проверку прокуратура может сколько угодно раз, но общий срок приостановления не должен превышать шесть месяцев. Еще на шесть месяцев проверку может приостановить генеральный прокурор или его заместитель. Прокуратура предупредит, что продлила, приостановила или возобновила проверку. На это у надзорного ведомства два рабочих дня с даты, когда приняло соответствующее решение.

Порядок проверки описан в статье 21 и пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1.

Если в ходе проверки сотрудники прокуратуры не найдут нарушений, то в течение 10 календарных дней с даты окончания проверки составят акт. Копию документа направят заказчику (п. 14 ст. 21 Федерального закона № 2202-1).

Протест на правовой акт, который противоречит закону, рассмотрите в течение 10 календарных дней. Срок отсчитывайте с даты, когда получили документ. Прокурор может сократить сроки, но только в исключительных обстоятельствах – когда нужно срочно устранить нарушения. О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру незамедлительно в письменной форме. Такие правила описаны в статье 23 Закона № 2202-1.

Понятие «незамедлительно» в законодательстве не раскрыто. Однако из статьи 314 ГК следует вывод, что направить ответ нужно в тот же день, когда рассмотрели протест.

Заказчик не обязан соглашаться с протестом и выполнять требования прокуратуры. Если не согласны, отклоните протест и сообщите в прокуратуру. О такой возможности высказался, например, Арбитражный суд Хабаровского края в решении от 19.07.2017 № А73-7351/2017. Однако ответить прокурору заказчик обязан. Если не ответите, руководителю грозит штраф или дисквалификация по статье 17.7 КоАП.

Пример: заказчик не сообщил о результатах рассмотрения протеста

Представление об устранении нарушения закона рассмотрите безотлагательно, то есть в тот же день, когда получите. В течение месяца с даты, когда прокуратура внесла представление, необходимо устранить нарушения и сообщить о результатах в прокуратуру в письменной форме. Порядок описан в статье 24 Закона № 2202-1.

Внимание: если не исполните представление, должностное лицо оштрафуют на сумму от 2000 до 3000 руб., организация заплатит штраф от 50 000 до 100 000 руб. Вместо штрафа должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до года, а деятельность организации приостановить до 90 суток. Решение о наказании принимает суд согласно статьям 17.723.1 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали за неисполнение представления

Допустим, не согласны с представлением. Тогда обжалуйте представление в суде общей юрисдикции или в арбитраже. Вывод сделал Верховный суд в обзоре от 25.11.2015 № 3(2015).

Постановление о возбуждении административного дела прокурор принимает, если установит признаки административного правонарушения. Материалы проверки передаст в ФАС. Антимонопольный орган рассмотрит постановление и решит, возбуждать административное дело или нет. Об этом сказано в статье 25 Закона № 2202-1.

Пример: заказчика оштрафовали после прокурорской проверки

Предостережение о недопустимости нарушения закона – самый благополучный для заказчика исход проверки. Письменное предостережение прокурор направит, если заказчик еще не нарушил закон, но у прокурора есть информация о возможных противоправных действиях.

Если не исполните предостережение и нарушите закон, отвечать будете именно за нарушение, а не за то, что проигнорировали предостережение прокурора (ст. 25.1 Закона № 2202-1определение Верховного суда от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2).

Допустим, сотрудники прокуратуры придут с проверкой. В частности, изучат проект правового акта, которым планируете внести изменения в положение о закупке. Прокурор установит, что проект не отвечает требованиям Закона № 223-ФЗ. В этом случае закон вы еще не нарушили, поэтому прокурор направит предостережение. Исполнять предостережение или нет – решайте сами. Однако если утвердите положение с нарушением закона, то прокурор может опротестовать документы, а ФАС – оштрафовать за нарушение при закупках.

Ведомственный контроль

Под ведомственный контроль по Закону № 223-ФЗ попадают автономные и бюджетные учреждения, а также унитарные предприятия при закупках по Закону № 223-ФЗ. Для других заказчиков ведомственный контроль не предусмотрен (ст. 6.1 Закона № 223-ФЗписьмо Минфина от 26.02.2018 № 24-06-08/12020).

Подведомственных заказчиков проверяют:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы государственной власти регионов;
  • муниципальные органы.

Региональные власти для контрольных мероприятий могут назначить уполномоченные органы.

Правила ведомственного контроля для федеральных органов власти установило Правительство в постановлении от 08.11.2018 № 1335. В регионах это компетенция высшего исполнительного органа власти субъекта, в муниципалитетах – местной администрации. Об этом сказано в статье 6.1 Закона № 223-ФЗ.

На основании Правил № 1335 федеральные органы власти утверждают собственные регламенты проверки. Об этом сказано в пункте 3 Правил № 1335. Например, такие регламенты утвердили:

Федеральный орган власти

Приказ

Минфин

от 25.12.2018 № 282н

Минэкономразвития

от 14.01.2019 № 3

МВД

от 10.01.2019 № 4

Управление делами Президента

от 10.01.2019 № 2

Минсельхоз

от 16.01.2019 № 13

Минспорта

от 09.01.2019 № 4

Минэнерго

от 09.01.2019 № 3

Минпросвещения

от 19.12.2018 № 328

Росалкогольрегулирование

от 18.01.2019 № 12

Рособрнадзор

от 14.01.2019 № 22

Роспечать

от 24.12.2018 № 451

В ходе ведомственного контроля федеральные органы власти проверяют, как подведомственные заказчики соблюдают:

Об этом сказано в пункте 2 Правил № 1335.

Контролеры проводят выездные и документарные проверки. Органы власти сами определяют возможные виды проверок – плановые и внеплановые. Например, в регламенте Минфина предусмотрены только плановые проверки, а Минэкономразвития проводит плановые и внеплановые контрольные мероприятия.

В регламентах контролеры указывают сроки и периодичность проверок. К примеру, Рособрнадзор проверяет подведомственных заказчиков не реже одного раза в три года. Срок проверки – до 15 календарных дней. Ведомство вправе продлить срок еще на 15 календарных дней по решению руководителя или заместителя (п. 12 и 13 регламента).

Прийти с проверкой внезапно контролеры не вправе. Минимум за 10 рабочих дней до начала проверки направят заказчику уведомление, в котором напишут:

  • вид проверки – выездная или документарная;
  • срок проверки, в том числе дату начала;
  • состав комиссии;
  • перечень сведений и документов, которые необходимо представить контролерам;
  • условия, которые необходимо обеспечить для выездной проверки, – предоставить помещение, средства связи, компьютеры, оргтехнику.

Требования к уведомлению перечислены в пункте 7 Правил № 1335.

Контролеры вправе требовать от заказчика необходимые для проверки документы и объяснения. При выездной проверке члены комиссии могут беспрепятственно входить на территорию и в помещения заказчика, фотографировать, записывать видео, копировать документы. Контролеры обязаны показать служебные удостоверения и уведомление о проверке (п. 6 Правил № 1335).

По результатам проверки члены комиссии составят акт. Например, специалисты Минфина составят и подпишут акт в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки. Еще в течение 10 рабочих дней передадут копию акта заказчику. Комиссия Рособрнадзора направит акт заказчику в течение 10 рабочих дней с даты, когда завершит проверку. Акт передаст заказным письмом либо нарочным и дополнительно отправит на email (п. 8 Правил № 1335 и п. 17 регламента Минфинап. 19 регламента Рособрнадзора).

Органы власти в регламентах прописывают возможность заказчика возразить на выводы комиссии. Подведомственные заказчики Минфина представляют возражения в течение пяти рабочих дней с даты, когда получат акт. В регламенте Минспорта предусмотрен срок в 10 календарных дней (п. 18 регламента Минфинап. 18 регламента Минспорта).

Если в ходе проверки контролеры найдут нарушения, составят план, по которому заказчик обязан устранить недочеты. Сведения об административных правонарушениях передадут в ФАС, а информацию о возможных преступлениях – в правоохранительные органы (п. 8 и 9 Правил № 1335).

Оценка соответствия и мониторинг

Оценку соответствия и мониторинг планов проводят корпорация МСП и органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации. Контролеры проверяют, как заказчики исполняют требования о закупках у МСП.

Под оценку попадают заказчики из перечней, которые утвердило Правительство:

Корпорация МСП проводит мониторинг заказчиков:

  1. государственные корпорации и компании;
  2. федеральные государственные унитарные предприятия из перечня;
  3. акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью с долей РФ больше 50 процентов или совокупной долей РФ и региона выше 50 процентов, при этом доля РФ больше;
  4. субъекты естественных монополий и организации с регулируемыми видами деятельности;
  5. «дочки» и «внучки» перечисленных заказчиков.

Под мониторинг попадают только заказчики с объемом договоров за прошлый год от 250 млн до 1 млрд руб.

Региональные власти или созданные ими организации проводят мониторинг заказчиков:

  1. акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, в уставном капитале которых доля региона и муниципалитета в совокупности превышает 50 процентов либо доля РФ и региона превышает 50 процентов, но доля региона больше;
  2. субъекты естественных монополий и организации с регулируемыми видами деятельности;
  3. «дочки» и «внучки» перечисленных заказчиков;
  4. автономные учреждения субъектов РФ.

Региональная власть проводит мониторинг, если выручка организации за прошлый год от 10 млрд руб. и объем заключенных договоров до 50 млн руб.

Об этом сказано в пунктах 3 и 4 постановления Правительства от 29.10.2015 № 1169. Как заказчики проходят оценку и мониторинг, читайте в рекомендации.

Болкунов А.В.

«Кто и как проверяет заказчиков по 223-ФЗ». К. Эделев
© Материал из Справочной системы «Госзаказ».
Подробнее