23.02.2020

Что должен знать заместитель директора школы о ВСОКО

Что должен знать заместитель директора школы о ВСОКО

Главное в статье

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции ОО формирование внутренней системы оценки качества образования.
  2. Структура ВСОКО – это качество результатов освоения ООП, качество реализации образовательной деятельности и качество условий, которые обеспечивают реализацию образовательной деятельности.

Какие существуют федеральные требования к оценке качества образования

ВАЖНО

Нормативной основой ВСОКО на локальном уровне является Положение о внутренней системе оценки качества образования

Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и образовательных результатов обучающихся, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и потребностям юридического и физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) регламентирует федеральные требования к оценке качества образования.

Во-первых, содержание образования в конкретной образовательной организации (далее – ОО) определяет основная образовательная программа (далее – ООП), которую разрабатывает и утверждает ОО самостоятельно. Требования к структуре ООП предполагают наличие в ней оценочного модуля (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Во-вторых, ОО обязательно проводит самообследование и обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО). Данное положение означает, что в каждой ОО должна функционировать собственная система оценки качества образования, порядок и инструментарий которой определяются локальным актом ОО.

Критерии и показатели ВСОКО не должны противоречить показателям деятельности ОО, подлежащей самообследованию (п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Описание: http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/a2gobg.jpg

Положение о ВСОКО вы найдете в Справочной Системе «Образование». Получите демодоступ на vip.1obraz.ru

В-третьих, при осуществлении независимой оценки качества образования (далее – НОКО) используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 95 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, ОО должна предусматривать, что оценочная информация, которую размещают в открытом доступе (в т. ч. на сайте ОО), может быть использована органами НОКО в своих интересах.

Оценка качества не подменяет внутришкольный контроль, а дополняет его и (или) выступает его инструментом. На федеральном уровне различают оценку и контроль. Методические рекомендации о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, направленные письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05–2680 (далее – Методические рекомендации), определяют понятие «федеральный государственный контроль качества образования».

Федеральный государственный контроль качества образования – это деятельность по оценке:

  • содержания образования;
  • качества подготовки учащихся;
  • качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования.

Таким образом, федеральные требования к оценке качества образования разграничивают: оценку и контроль, внешнюю и внутреннюю оценку.

Методические рекомендации также определяют внутреннюю оценку качества образования как обязательную компетенцию ОО.

К СВЕДЕНИЮ

Что входит в компетенцию образовательной организации

К компетенции образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ относит:

  • проведение самообследования;
  • обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • разработку и утверждение образовательных программ;
  • разработку и утверждение программы развития ОО;
  • текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  • поощрение обучающихся в соответствии с установленными ОО видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
  • индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся;
  • использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения и др.

Что такое качество образовательных результатов в структуре ВСОКО

ДОКУМЕНТ

Показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, утвердил приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324

Первая составляющая ВСОКО – качество результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.

Эта составляющая включает:

  • предметные результаты обучения (в т. ч. сравнение данных ВСОКО и НОКО, результатов государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х и 11-х классов);
  • метапредметные результаты обучения (в т. ч. сравнение данных ВСОКО и НОКО);
  • личностные результаты, в т. ч. результаты социализации учащихся;
  • результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования (при наличии дошкольного отделения);
  • здоровье учащихся (динамика);
  • достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
  • удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.

ЧЕК-ЛИСТ

Структура ВСОКО охватывает следующие направления:

  • качество результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования;
  • качество реализации образовательной деятельности;
  • качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность

Что учитывают при оценке качества реализации образовательной деятельности

Вторая составляющая ВСОКО – качество реализации образовательной деятельности.

В структуру этого раздела входят следующие показатели:

  • основные образовательные программы (их соответствие требованиям ФГОС общего образования и контингенту учащихся);
  • дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
  • реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС общего образования);
  • качество уроков и индивидуальной работы с учащимися;
  • качество внеурочной деятельности, включая классное руководство;
  • удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в ОО.

Как оценивают условия, которые обеспечивают образовательную деятельность

Оценка качества условий, которые обеспечивают образовательную деятельность, может складываться из следующих пунктов:

  • материально-техническое обеспечение;
  • информационно-развивающая среда, в т. ч. средства информационно-коммуникационных технологий и учебно-методическое обеспечение;
  • санитарно-гигиенические и эстетические условия;
  • медицинское сопровождение и общественное питание;
  • психологический климат в ОО;
  • использование социальной сферы микрорайона и города;
  • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);
  • общественно-государственное управление (совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
  • программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.


 

Лесных Н.В.