05.03.2020

Новые КИМ для девятиклассников и еще пять изменений в ГИА. Внедрить их помогут два инструмента

Светлана Драбкина, старший эксперт предметной комиссии ЕГЭ г. Москвы по русскому языку и ответственный секретарь ПК ЕГЭ по литературе

В этом году ОГЭ впервые сдают девятиклассники, которые с первого класса учились по ФГОС. Поэтому для них подготовили новые КИМ. В ЕГЭ изменили критерии оценивания для пяти предметов. Как директору разъяснить педагогам изменения и проверить, как они с ними работают, – в статье.

Есть два инструмента, чтобы подготовиться к нововведениям в ОГЭ и ЕГЭ. Рассказать о них учителям помогут карточки по предметам. После этого проверить, как педагоги работают с изменениями, позволит диагностика. Организовать ее поручите руководителям методических объединений. Пусть затем проанализируют результаты и заполнят форму, чтобы определить группу риска среди учителей. Таким педагогам нужно помочь отработать те темы, которые западают у их учеников, назначить для них опытных наставников либо поручить другим учителям готовить школьников к экзаменам.

Карточки для педагогов, чтобы сообщить об изменениях в ГИА-2020

Директору нужно проконтролировать, чтобы все педагоги, которые готовят девятиклассников к ОГЭ и одиннадцатиклассников к ЕГЭ, знали об изменениях в ГИА. Рассказать о них может сам директор или его заместитель по УВР.

Чтобы сообщить об изменениях в ГИА, проговорите основные нововведения и выдайте педагогам карточки с частностями и примерами. Так они разберутся, на что обращать внимание в КИМ, чтобы подготовить детей к экзаменам.

Подчеркните, что главное изменение в ОГЭ заключается в том, что задания впервые построят по ФГОС. Проверять будут не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки. Например, смысловое чтение, коммуникационную грамотность, умение пользоваться справочной информацией. Также познакомьте учителей с минимальными баллами ОГЭ-2020, которые позволят девятиклассникам пройти испытание. 

Пример. Как изменили КИМ ОГЭ-2020 по физике и биологии

В КИМ по физике расширили содержание задания 22. Теперь его ориентировали на практику – описали ситуацию и попросили спрогнозировать, что произойдет. Ученики, которые будут сдавать биологию, столкнутся с новыми заданиями. Они связаны со здоровьем человека, правильным рационом питания.

 

В КИМ ЕГЭ нет масштабных нововведений. Зато изменили критерии оценки. Поручите педагогам обновить требования к работам одиннадцатиклассников, чтобы задания отвечали новым критериям. Смотрите памятку, которая поможет им разобраться в этом.

Памятка для педагогов

Пример. Как изменили критерии оценивания по обществознанию

Задание 31 в ЕГЭ по обществознанию не изменилось, но правильный ответ теперь звучит иначе. Раньше выпускник мог получить максимальные два балла, если в его развернутом ответе было три обязательных элемента. В 2020 году этих элементов должно быть четыре.

Необходимо рассказать и о Методических рекомендациях для учителей, которые подготовили, когда проанализировали типичные ошибки участников ЕГЭ 2019 года. Пусть педагоги изучат их и отработают с учениками. Скачать рекомендации можно ниже.

Методические рекомендации для учителей

Диагностика, чтобы проверить, как педагоги готовят к ГИА по новым правилам

Чтобы выяснить, как учителя готовят школьников к ГИА, учитывают ли они все нововведения, поручите руководителям методических объединений организовать диагностические работы. Провести их можно через месяц после того, как рассказали педагогам об изменениях. Для этого обяжите использовать материалы сайта statgrad.org. Их размещают в рубрике «Публикации» по графику. Скачайте график ниже. Проверку работ поручите сделать перекрестной – чтобы учителя проверяли только работы учеников своих коллег. Пусть затем результаты по каждому классу методисты занесут в форму.

 

Форма для анализа диагностических работ и график публикаций

Когда методисты проанализируют результаты диагностических работ, обяжите их подготовить справку для директора и составить план, который скорректирует подготовку к экзаменам. В первую очередь нужно уделить внимание тем педагогам, ученики которых хуже остальных справились с испытанием. Если меньше 50 процентов школьников справились с заданиями на минимальный проходной балл, то таким учителям надо назначить тьюторов. Они поделятся с педагогами своим опытом, помогут перестроить работу с выпускниками. Также нужно проработать те темы, которые у детей конкретного учителя западают – составить для него методические материалы, чтобы ликвидировать отставание.

Когда работу учителей с выпускниками скорректируют, можно будет провести повторную точечную диагностику. Пусть методисты составят задания из тех, что вызвали трудности у учеников, и затем проанализируют, улучшились ли их результаты. Если изменений нет или результаты ухудшились, готовить учеников нужно поручить более опытному педагогу.

 

Лесных Н.В.