15.07.2020

Консультационный центр как возможность повышения родительской компетентности.

Консультационный центр

как возможность повышения родительской компетентности.

 

В рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» в Республике Алтай созданы 17 Консультационных центров по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами деятельности центров является создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах образования и воспитания, прав родителей и детей, пропаганда позитивного и ответственного отцовства и материнства, усиление значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений. Центры оказывают консультации в очной форме, через выездные и дистанционные консультации.

К категориям получателей услуг Консультационных центров относятся:

- родители (законные представители) детей;

- граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Один из таких консультационных центров действует и в Турочакском районе в селе Турочак на базе МДОУ детский сад «Родничок». Специалисты центра (психолог, дефектолог, учитель-логопед, воспитатель) оказывают консультационные услуги в очной/заочной, индивидуальной/групповой формах родителям (законным представителям) детей от 0 до 18 лет.

 

Педагогическая грамотность родителей и их просвещённость в психологии, мотивированности родителей на полноценное воспитание своего ребенка залог успеха ребёнка в обучении и развитии у него социальной и жизненной компетенции.

К сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда педагогически состоятельны, в своей воспитательной деятельности они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. Компетентный родитель – это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться.

В современной социокультурной ситуации понятие «родительская компетентность», а точнее – ее содержание, наполнение, претерпевает существенные изменения. Традиционное понимание роли семьи в целостном

процессе воспитания ребенка, обеспечения его физической и психологической безопасности, передаче культурных норм и традиций, взаимодействии с общественными институтами – конкретизируется, уточняется и расширяется. По мнению исследователей, в сфере «пространства современного детства», в том числе – пространства так называемого «особого детства» - семья, а именно родители /законные представители ребенка становятся полноправными участниками процессов образования и социализации. Речь идет, например, о все большем распространении инклюзии [1] во всех уровнях образования – отсюда актуальной становится проблематика, связанная с грамотной организацией процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ и/или инвалидностью в условиях новых социальных требований и нормативно-правового обеспечения. Необходимо упомянуть и право каждой семьи на свободный выбор формы получения образования: обучать ребенка в школе или дома? Очно / заочно / с применением дистанционных технологий? Какие педагогические ресурсы задействовать? Необходимо ли ребенку дополнительное образование? Выбор образовательной организации, утверждение основной образовательной программы (особенно актуально в ситуации ребенка с ограниченными возможностями здоровья) – и многое другое напрямую зависит от уровня компетентности и родителя.

Можно уверенно выделить следующие категории семей, наиболее нуждающиеся в информировании, консультативной и психолого-педагогической поддержке:

  1. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (далее – семьи детей с ОВЗ).
  2. Родители детей раннего и дошкольного возраста, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации (детские сады полного дня/группы кратковременного пребывания/центры игровой поддержки ребенка/ лекотеки и т.д.).
  3. Родители, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей.
  4. Семьи, принявшие детей на воспитание – в разных формах семейного устройства: оформление приемного родительства, опека, усыновление.
  5. Родители, испытывающие трудности в детско-родительских отношениях, в том числе, дети которых, в силу разных причин и обстоятельств, проявляют признаки девиантного поведения.
  6. Так же необходимо выделить проблематику обращений, связанную с конфликтными ситуациями: как в семье ребенка (подростка), так и в образовательных организациях.

Запросы первой из выделенных нами категорий – семьи детей с ОВЗ – во многом обусловлены введением в действие Государственного Образовательного Стандарта для лиц с ОВЗ и инвалидностью. В этой

ситуации родители зачастую получают противоречивую информацию из разных источников, далеко не всегда обоснованную юридически, а также с научной, психолого-педагогической точки зрения. Родителей интересует общий порядок («алгоритм») и условия зачисления ребенка в образовательную организацию, подготовка соответствующих документов, необходимость прохождения психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПК) и его результаты; выбор и наполнение адаптированной образовательной программы; на наличие необходимых специалистов коррекционного профиля и т.д. Если речь идет о получения цензового уровня образования, вызывает беспокойство родителей регламент и условия проведения итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Предмет особой заботы – жизненные перспективы, будущее ребенка с ОВЗ, возможность продолжить обучение, получить профессию, иметь социальные гарантии.

Потребности и запросы родителей детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих образовательные организации, связаны со следующим тематическим спектром: где и каким образом найти ресурсы для обеспечения ребенку возможностей полноценного развития? Помощь и регулярные консультации узких специалистов (логопеда, детского психолога, дефектолога). Как выстроить единый план (программу) по развитию ребенка? Как создать материально-предметную развивающую игровую среду (игрушки, пособия, детские книги) в семье; какие этапы развития и с каким предполагаемым результатом должен пройти ребенок? Каким образом организовать содержательную подготовку к обучению в школе? И т.д.

Приемным семьям, а также будущим приемным родителям наиболее актуальная следующая проблематика: выявление четкой последовательности шагов по оформлению семейного устройства (подбор документов, продолжительность их действия), возможные «подводные камни»: сложности, препятствия формального и содержательного характера, как на них реагировать?  Что такое «Школа приемных родителей»? Как выбрать форму семейного устройства и чем они различаются (усыновление, опекунство, приемная семья (возмездная опека), временная опека? Как помочь ребенку из казенного учреждения адаптироваться в условиях семьи? К каким специалистам и сообществам обратиться за помощью? И другие вопросы.

Семьи, которые столкнулись с проблемами детско-родительских отношений находятся в поиске оперативного ответа на вопросы, помогающие разработать тактику и стратегию выхода из сложной ситуации.

Консультирование семей, оказавшихся в ситуации конфликта, предполагает помощь в прояснении «внешнего и внутреннего планов» конфликта, выявлении базового запроса семьи, формулирование предпочитаемого для родителя результата – решения конфликта, проверка этого решения на принципиальную достижимость, «экологичность». Консультант поможет родителю, обратившемуся за помощью, перевести выявленную проблему в задачу в виде последовательности ряда шагов, анализ материалов и формулирование специфики той сферы, к которой относится основное содержания конфликта. Базовая цель консультирования в таких случаях: создание положительного опыта семьи по решению конфликтных ситуаций разного характера и создание приемлемых для родителей социально адекватных способов поведения, привлечения ресурсов, следовательно – развитие родительской компетентности.

Необходимо отметить тот очевидный факт, что запросы и трудности семей, воспитывающих детей с разными потребностями, могут находиться на пересечении выделенных нами категорий, что потребует от консультанта готовности к индивидуальному подходу к оказанию помощи обратившемся родителям.  

Специалист консультационного центра не решает проблему за обратившегося родителя, а сопровождает его на пути формулировки запроса, выбора эффективных инструментов, осуществляет оперативную поддержку и помощь в достижении конкретной задачи, поставленной семьей. Семья при этом находится в принципиально активной, субъектной, ответственной позиции. Именно родители, обратившиеся за помощью, решают возникшую проблему. Консультант, осуществляющий «навигацию» с помощью вопросов, комментариев, разъяснений, помогает семье осознать – в правильном ли направлении они продвигаются? Если нет, то принять решение об изменении планов и «маршрутов». Помощь специалистов также позволит визуально структурировать предъявленную информацию, ранжировать по уровню доступности, приемлемости, предпочтений семьи. Это всевозможные списки контактов, ресурсов, способов действия,

сообществ поддержки, методик и технологий и др.

Психолого-педагогическая, консультативная и методическая помощь родителям оказывается в консультационном центре «Связующая нить» с.Турочак, по адресу: ул. Рабочая д.106, корп.2.

Всю необходимую информацию по оказанию бесплатных консультационных услуг Вы можете получить на сайте МДОУ детский сад «Родничок» turochakds.obr04.ru   или по телефону 8(388)43-23-3-06.  А также на странице нашего центра в Instagram.

Консультационные центры по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи

родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Алтай

Консультационный центр

в Республике Алтай

Руководитель

Консультационного центра

телефон

Адрес

Консультационного центра

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска»

Долговых Маргарита Петровна

тел.89136940649

 

г.Горно-Алтайск,

ул. Ленина, 79

https://shkola13gorny.edusite.ru/p284aa1.html

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Майминская средняя общеобразовательная школа №2»

Семенцова Дарья Васильевна

тел. 8-923-665-57-60

Майминский район,

с. Майма, ул. Ленина, 56

https://msoh2.obr04.ru/konsultacionnyy-centr/ 

3

Бюджетное учреждение Республики Алтай для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Юнчакова Елена Владимировна

тел. (838822) 6-46-64, 5-12-95

г. Горно-Алтайск,

пр-кт Коммунистический, 113

http://www.ppms-ra.ru/

4

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа им. Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек»

Аменова Гульмайра Карабековна

тел. 8-913-991-21-00

Кош-Агачский район,

с. Кош-Агач, ул. Пограничная, 4

https://koshagachsosh.obr04.ru/school-life/konsultacionnyy-centr--doverie/

  1.  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Канский детский сад»

Попова Светлана Владимировна

тел. 89136970331

Усть-Канский район,

с. Усть-Кан, ул. Школьная, 1

https://ustkands.obr04.ru/parents/konsultacionnyy-centr-raduga/

6

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Огонек» с.Кызыл-Озёк»

Нохрина Светлана Марсовна

тел.8(38844) 29-3-84

 

Майминский район, 

с. Кызыл-Озёк, ул. Молодёжная,18

https://ogonek04.obr04.ru/

  1.  

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» села Турочак

Прокопьев Андрей Павлович

тел. 8-913-697-62-25

Турочакский район,

с. Турочак, ул. Рабочая, 106

https://turochakds.obr04.ru/parents/konsultacionnyy-centr/

8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» филиал детский сад «Сказочный городок»

Кергилова Ольга Борисовна

тел. 89136958161

 

https://ustkoksa.obr04.ru/sveden/struct/dou-detskiy-sad-skazochnyy-gorodok/konsultacionniy-centr/

9

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

 

Пустогачева Ольга Александровна

тел.89050849226

Чемальский  район,

с. Чемал, ул. Строителей, 9а

https://ulibka.chemal-oo.ru/p90aa1.html

10

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чойская средняя общеобразовательная школа» детский сад «Сказка»

Бобровских Антонина Николаевна

тел.8 962 582 58 77

 

Чойский район,

с. Чоя,  ул. Ленина, 36

https://choya04school.obr04.ru/sveden/detskiy-sad-skazka/konsultacionnyy-centr/

11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Улаганская начальная общеобразовательная школа»-филиал детский сад «Ырыс»

Токоекова Лидия Викторовна тел.89139930022

Улаганский район,

с. Улаган, ул. А.В. Санаа, 20/а

https://ulagannosh.obr04.ru/school-life/detskiy-sad/konsultacionnyy-centr-.php

12

Филиал детский сад «Тополек» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа»

Маршалкина Лариса Леонидовна

  1.  

Усть-Коксинский район,

с. Усть-Кокса, ул. Ключевая, 8

https://topolek-u-k.tvoysadik.ru/?section_id=13

13

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» 

Мамакова Валерия Васильевна

тел.:8 (38849)22-0-05, 8-983-583-3223

Шебалинский район,

с. Шебалино, ул. Советская, 95

https://solnyshko.obr04.ru/parents/konsultacionnyy-centr.php

14

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ябоганский детский сад» «Сказка»

Тугонбаева Татьяна Викторовна

тел. 89136920376

Усть-Канский район,

с. Ябоган, ул. Ойношева Ю.А., 2А.

https://yabogandou.obr04.ru/parents/konsultacionnyy-centr-erdine/

15

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад «Веселый городок»

Корхунова Валентина Николаевна тел.:89139960217, 8(38845)22738

Онгудайский район,

с. Онгудай, ул. Советская, д.96, офис 1

https://vesel-ong.ru/?page_id=47

16

Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай «Коррекционная школа-интернат»

Малкова Ольга Афанасьевна 89236624858

 

Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, д. 3

https://skoshis.obr04.ru/

17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 комбинированнного вида города Горно-Алтайска»

Кострикина Наталия Евгеньевна

тел. 8-903-919-46-08, (388-22) 2-77-68

г. Горно-Алтайск,

ул. Чаптынова, д.9

https://detcad5.caduk.ru/p76aa1.html


[1] Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

 

Калугина Н.В. Тельнова Е.Н.