03.04.2023

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Официальной символикой аутизма является свернутая головоломка-лента из разноцветных (красного, желтого, синего и зеленого цветов) пазлов. Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.

 

Аутизм («сам, погружения в себя, в свой внутренний мир») - расстройство, которое возникает в нарушение развития головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Как самостоятельное расстройство аутизм впервые был описан 1942 году, американским ученым Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.

 

Особенности поведения и развития детей с аутизмом

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития:

  • У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не прижимается к матери, когда она берет его на руки, избегает прямого взгляда в глаза.
  • Некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало.
  • Дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки (качаться взад-вперед, трясти кистями рук, мотать головой).
  • У некоторых детей отсутствует интерес к игрушкам или игрушки могут заменять бытовые предметы.
  • Если ребенка с аутизмом оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет.
  • Как правило, у ребенка с аутизмом практически отсутствует чувство опасности, он просто не осознает, что надвигающаяся на огромной скорости машина опасна для него. При этом он может бояться света, громких звуков или пылесоса.
  • Такой ребенок не замечает, что происходит вокруг, игнорирует других людей, они отдают предпочтение одиночеству, а не играм со сверстниками.
  • У ребёнка с аутизмом всегда имеет место ритуальное поведение (одеваться только в определённую одежду, есть определённую пищу, смотреть определённые мультфильмы).

Практические упражнения дома. Советы родителям

 

Для наиболее эффективного взаимодействия с детьми с аутизмом рекомендуется использовать правило 5 «не»:

- Не говорите громко;

- Не делайте резких движений;

- Не смотрите пристально в глаза ребёнку;

- Не обращайтесь прямо к ребенку;

- Не будьте слишком активным и навязчивым.

 

Советы родителям:

1. Будьте последовательны в действиях. Соблюдение единства требований дома и на занятиях со специалистами влияет на успех ребёнка.

2. Сделайте жизнь ребёнка понятной для него и предсказуемой. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно, необходимо составить расписание и чётко ему следовать. В случае изменения привычного плана нужно заранее подготовить к этому ребёнка.

3. Хвалите ребёнка за хорошее поведение. Поощряйте его сразу, как только он выполняет инструкцию или применяет новый навык. Эмоциональная награда поможет быстрее сформировать у ребёнка нужное поведение.

4. Создайте ребёнку его личную зону, где он сможет побыть один.

5. Изучите сенсорные особенности ребёнка. Выясните, какие звуки неприятны вашему ребенку, а какие наоборот его успокаивает. Зная это, можно предотвратить негативные реакции.

 

Степень улучшения поведения и развития Вашего ребенка зависит от той поддержки, которую Вы ему оказываете.