05.06.2025

Подведены итоги ЕГЭ по истории и литературе.

В 2025 году основной этап единого государственного экзамена по истории в Республике Алтай прошел с участием 329 школьников. Показатели экзамена остались примерно такими же, как и в прошлом году.

 Участники ЕГЭ 2025 года хорошо справились с заданиями на знание хронологии и исторических фактов, в том числе фактов Специальной военной операции. Задания, нацеленные на проверку знания фактов Великой Отечественной войны, в целом выполнены с высокими результатами. Вместе с тем задания, в которых требовалось проявить более глубокое знание фактов (например, требование указать командующего фронтом в ходе Московской битвы), вызывали затруднения выпускников. 

Задания, проверяющие умение интерпретировать исторические карты и схемы, были выполнены успешно, особенно выделялось задание на установление соответствий между содержанием текста и информацией на карте.

 Среди вопросов, связанных с письменными историческими источниками, наилучшие результаты показали участники, выполняющие задания на извлечение прямой информации из текста. Однако задания, направленные на атрибуцию источников, вызвали больше затруднений. 

Традиционно низким остается уровень выполнения заданий, касающихся культурного наследия страны, и заданий на определение причинно-следственных связей (например, задание №18). Проблемы возникают и при выполнении заданий на сравнение исторических событий, явлений и процессов (задание №20), а также на аргументирование позиции (задание №21). 

Наиболее сложной частью оказалась работа с материалами, относящимися к концу XIX–XX века. Некоторые учащиеся также столкнулись с трудностями при выполнении заданий, затрагивающих аспекты мировой истории. 

При подведении итогов установлено, что 44,6% учащихся продемонстрировали высокие результаты, набрав от 60 до 99 баллов. Стоит отметить выдающийся успех ученицы Иогачской школы, получившей максимальный возможный балл — 100. 

На едином государственном экзамене по литературе в 2025 году приняли участие 45 учеников. Итоги экзамена подтвердили соответствие уровня подготовленности студентов необходимым требованиям. В Рособрнадзоре отметили, что выпускники проявили высокую степень владения метапредметными и специфически литературоведческими компетенциями, демонстрируя способность анализировать и интерпретировать художественное произведение. 

Экзамены выявили активное использование участниками различных терминов теории литературы в процессе анализа, формирование взаимосвязанных сравнительных характеристик произведений разных авторов и включение изучаемого материала в тематический и проблемный контексты. 

Помимо традиционных сочинений, многие школьники написали эссе дискуссионного типа либо использовали элементы искусствоведения, подчеркнув важность междисциплинарных связей (например, связь литературы с театром или изобразительным искусством). 

Основной причиной ошибок и недостатков в работах остаются недостаточное знание содержания художественных произведений и слабое владение специальной терминологией. 

Как и раньше, сложность представляют задания, предполагающие сравнение произведений различных авторов по сходству темы и образов, однако хорошо подготовленные ученики уверенно справлялись даже с ними. 

Таким образом, треть всех сдававших экзамен (33,3%) смогли набрать высокие баллы от 60 до 99. Важно отметить, что одна учащаяся Республиканского классического лицея достигла наивысшего результата — 100 баллов.

Министерство образования и науки Республики Алтай