26.11.2019

Возможность раскрыть свои способности должна быть у всех российских детей

Ирина Петровна ПОТЕХИНА

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

– Ирина Петровна, дополнительное образование востребовано во все времена. Современные родители хотят дать максимум ребенку, чтобы он всесторонне развивался и вне школы. Какие задачи стоят перед Минпросвещения России, чтобы эта сфера образования была доступной и качественной?  

– 100 лет назад в нашей стране – одной из немногих в мире – была создана мощная государственная система дополнительного образования и сформировано  единое воспитательное пространство. 

Социальное устройство, технологии, качество жизни за прошедшее столетие изменились радикально. Но мы все также хотим вырастить из каждого ребенка достойного человека и дать ему лучшие условия для развития, только уже исходя из сегодняшних реалий. 

Именно поэтому воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности положено в основу нацпроекта «Образование» в качестве одной из двух целей национального уровня. И основной инструмент, с помощью которого эта задача решается, –  развитие системы дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Интерес родителей к дополнительному образованию понятен. С одной стороны, они хотят насытить жизнь ребенка интересными событиями, заполнить его свободное время «правильными» занятиями. С другой – современные родители, безусловно, стремятся обеспечить детям в будущем конкурентоспособность на рынках труда и потому стараются по максимуму развивать их способности. 

В широком смысле устремления родителей и системы образования совпадают, поэтому федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает создание для детей самых разнообразных возможностей: выявления талантов и дальнейшего их сопровождения, формирования  целого набора навыков, которые сегодня принято называть soft-skills – проектной и командной деятельности, креативности, трудолюбия. 

Достигаются эти цели за счет обновления содержания, повышения качества и вариативности образовательных программ, которые должны отвечать вызовам времени и интересам детей с разными потребностями, за счет модернизации инфраструктуры. Ну и конечно, за счет совершенствования профессионального мастерства педагогов. 

Система дополнительного образования, в силу ее гибкости и меньшего количества ограничений, сегодня становится определяющим фактором перемен в образовании в целом.

К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. 

– Как меняется инфраструктура системы дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»?

– Сеть современных организаций дополнительного образования детей планомерно расширяется. Уже в следующем году по всей стране будут работать более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тысяч детей, не менее 15 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в вузах. 

В 16 субъектах страны начали функционировать региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

В этом году в 12 регионах на базе вузов создаются Дома научной коллаборации, где в роли наставников-организаторов детских проектных команд будут выступать ведущие ученые и преподаватели.

К 2022 году в образовательных организациях планируется создать 900 тысяч новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ. 

Отдельная задача, которая стоит перед всеми нами, – эффективно использовать уже имеющуюся материально-техническую базу для предоставления дополнительных образовательных услуг. Минпросвещения России ведет регулярный мониторинг и инвентаризацию существующей инфраструктуры. 

– Как среди такого разнообразия кружков, секций, клубов и центров родителям и детям не растеряться и выбрать именно то, что нравится? 

– Уже сегодня в 52 регионах страны созданы общедоступные навигаторы по дополнительным общеобразовательным программам. Это интернет-порталы, которые помогают детям и родителям выбирать самые разные возможности дополнительного образования. В настоящее время навигатор насчитывает более 25 тысяч организаций, которые охватывают почти 2 миллиона детей.

В начале учебного года Министерство утверждило целевую модель развития региональных систем дополнительного образования, которая нацелена на повышение его качества и доступности. Продолжает развиваться система персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» реализуется только первый год, но уже более 1,3 миллиона детей получили сертификаты, которые дают им право бесплатно заниматься на любой площадке  дополнительного образования. 

– В России много талантливых детей. Есть ли какие-либо программы поддержки одаренных ребят, которые помогли бы им продолжать совершенствовать свои способности? 

– В своем послании глава государства Владимир Владимирович Путин сказал: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача». Когда мы говорим о поддержке и развитии талантов, мы имеем в виду не только тех ребят, кто уже успел продемонстрировать свои способности очевидным образом. Мы говорим о том, что такой шанс должны получить все российские дети.

К 2024 году во всех субъектах Российской Федерации появятся региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по трем содержательным направлениям: «Наука», «Культура», «Спорт». Региональные центры совместно со школами и другими заинтересованными организациями будут оказывать тьюторскую поддержку, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию талантливых детей и мотивировать их к активному участию в жизни региона. 

Научно-методическое и экспертное сопровождение таких центров ведет Образовательный Фонд «Талант и успех».

– Уже второй учебный год подряд набирает обороты масштабный профориентационный проект для школьников – интерактивные уроки «ПроеКТОриЯ». Все больше школ подключаются к эфирам, во время которых известные люди рассказывают ребятам о своих профессиях. Вы анализировали, как о нем отзываются школьники? И как в дальнейшем будет развиваться этот проект?

– На сегодняшний день онлайн-уроки набрали в социальных сетях уже более 90 миллионов просмотров. А для просмотра уроков на портале «ПроеКТОриЯ» 30 тысяч школ создали личные кабинеты. Состоялось уже 20 уроков, посвященных разным отраслям экономики: медицине, градостроительству, цифровым технологиям. У нас есть школы-рекордсмены, которые не пропустили ни одного урока. Есть своя фанатская группа в социальных сетях, где с нами общаются более 100 тысяч ребят. Есть и очень заинтересованное сообщество педагогов, которые наши самые главные партнеры и проводники: они организуют с детьми проектную работу после наших уроков, приглашают в классы работодателей, устраивают деловые игры и экскурсии на предприятия.

Следующий этап – формирование для детей индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с теми предпочтениями, которые в ходе этой работы выявились у ребят.

– Очевидно, что развитие качественного дополнительного образования невозможно без высококвалифицированных кадров. Как на федеральном и региональном уровнях обеспечивается профессиональное развитие педагогов? 

– Самым активным образом. Создается современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, в том числе по работе с одаренными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, проходят повышение квалификации. В 2018 году на базе Образовательного центра «Сириус» за счет средств федерального бюджета организовано обучение 250 педагогов и управленческих кадров, занимающихся с одаренными детьми. В 2019 году очное обучение пройдут еще 1200 человек.

В 2018 году обновлены профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей, а также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, позволившие привлекать в систему практиков из реального сектора экономики и студентов.

И уже скоро – с 18 по 21 ноября – в Пензе пройдет Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», который призван повысить значимость и престиж профессии педагога дополнительного образования.

– Многие дети и их родители в качестве дополнительного образования выбирают спортивные секции. Каким образом Министерство участвует в развитии спорта? 

– Важная работа ведется во исполнение майских указов Президента Российской Федерации. Начиная с 2014 года по инициативе Всероссийской политической партии «Единая Россия» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.

Общий объем средств федерального и региональных бюджетов в период с 2014 по 2018 год составил 10 303 млн рублей, что позволило увеличить число ребят, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, более чем 660 тысяч человек.

К 2024 году для 935 тысяч детей не менее чем в 7000 общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом.

В 2019 году Минпросвещения России предоставлены субсидии 83 субъектам Российской Федерации в объеме 1455 млн рублей.

Начиная с 2020 года этот проект будет реализовываться не только в школах, расположенных в сельской местности, но и в малых городах (с населением до 50 тысяч человек).

Министерство просвещения совместно с Министерством спорта организует такие яркие и масштабные мероприятия, как Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». Это самые массовые физкультурно-спортивные мероприятия в стране – в них участвуют 11 миллионов детей. 

В развитие самых разных спортивных мероприятий сегодня активно включены все регионы. Заниматься спортом, вести здоровый образ жизни стало хорошим тоном и среди молодежи, и среди взрослых. Наша задача – закрепить этот образ жизни уже на уровне школьного периода, чтобы спорт сопровождал каждого человека в нашей стране всю жизнь.

Источник:http://vestnik.edu.ru/main-topic/vozmozhnost-raskryt-svoi-sposobnosti-dolzhna-byt-u-vsekh-rossiiskikh-detei

Дорофеев А.В.