Всероссийские проверочные работы (ВПР) вошли в повседневную жизнь школьников уже пять лет назад. Тем не менее до сих пор у родителей, учеников и даже учителей нет четкого понимания, для чего сверху спускают контроль всероссийского масштаба. Одни ошибочно приравнивают ВПР к ЕГЭ, другие называют их «допуском к аттестации», третьи считают, что за ВПР ставят оценки школам…
Что здесь мифы, а что реальность? На вопросы педагогов и директоров школ на круглом столе «Кто боится Всероссийских проверочных работ?» отвечал директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко.
Зачем нужны ВПР?
ВПР – не экзамен, а всего лишь одна из контрольных работ, которые проводит каждая школа. ВПР – это мониторинг качества подготовки детей, позволяющий отследить их результаты и при необходимости скорректировать ситуацию.
Это не проверка школ, учителей или регионов. ВПР нужны, прежде всего, самим детям для самоподготовки, родителям и педагогам, чтобы контролировать ситуацию, а управленцам, чтобы получить срез знаний и понимать, какие дефициты есть в преподавании, как помочь педагогам решить эти проблемы через курсы повышения квалификации или работу с методистами.
Кто определяет темы, которые будут проверяться в рамках ВПР?
Мы исходим из распределения материалов в учебном плане в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В 8-м классе ВПР проходят в режиме апробации. Чем этот режим отличается от обычного формата проведения работ?
Режим апробации означает, что решение проводить ВПР или нет принимают школа и регион.
Зачем нужны ВПР в 11-м классе?
ВПР позиционируются как фиксация того, что у нас в школах среднее полное образование. 11-й класс – это программа изучения всех школьных предметов, а не подготовка к сдаче ЕГЭ по нескольким предметам.
Можно ли заменить Всероссийскими проверочными работами рубежные контрольные?
Этот вопрос каждая школа решает самостоятельно. Многие берут за основу результаты ВПР, чтобы не проводить еще одну работу.
Обязательно ли ставить оценки за ВПР?
Нет никаких нормативных документов, которые обязывают или запрещают ставить оценку за эту работу – здесь тоже школа решает сама.
Когда мы проводили опрос среди школ, то мнения разделились примерно пополам. Часть школ ответили, что нужно, и они это делают. Другая половина написала «нет, не нужно», и они этого не делают.
Какие школы попадают в черный список?
Это школы с аномально высокими результатами – выше, чем в целом, например, по региону. Если показатель был честным, то достаточно второй проверки, чтобы все данные подтвердились. Если же подтасовка подтвердилась второй проверкой, то по таким школам уже принимаются отдельные решения.
Может ли школа отказаться от проведения ВПР?
Пока нет единого документа на все годы. Каждый год выходит нормативный акт. Документы, которые регламентируют проведение в текущем году, будут опубликованы к Новому году или сразу после. Пока идет их активное обсуждение.
NB!
☞ 15 ноября на сайте Федерального института оценки качества образования fioko.ru стартовало обсуждение ВПР – такой проект реализуется впервые. Все желающие смогут направить предложения, которые обязательно будут рассмотрены. Изменения по результатам общественного обсуждения могут быть внесены только к следующему учебному году.
☞С 2020 года будет готов банк заданий ВПР по всем предметам и всем параллелям, кроме 8-го класса. Восьмиклассники пока пишут ВПР в режиме апробации.
☞ Начиная с весны 2020 года варианты ВПР будут генерироваться из банка заданий. Каждая школа получит свой индивидуальный комплект. Школам это даст возможность сделать плавающее расписание. Уже не будет единого дня и единого времени для проведения ВПР. Школа сама выберет время, когда она проведет ВПР по каждому из предметов в каждой параллели, потому что риск, что этот комплект где-то всплывет, будет исключен.
Источник
Е. А. Иванова