19.06.2020

Тотальная дезинфекция, уменьшение классов и отдельные кабинеты: какие рекомендации Роспотребнадзора реально выполнить и как это сделать

Роспотребнадзор разъяснил, как организовать работу в школе, когда режим самоизоляции завершится. В статье разбираемся, какие из рекомендаций реально выполнить и как это сделать.

Правительство России представило Президенту план постепенного выхода из режима самоизоляции. На втором этапе должны начать работать образовательные организации. Этапы снятия ограничений каждый регион определит самостоятельно по ситуации. Если ваша школа находится в эпидемиологически стабильном регионе, это значит, что уже в мае вы сможете вернуться к очной работе.

При этом риск распространения коронавируса сохраняется. Чтобы снизить его, Роспотребнадзор направил рекомендации, как организовать работу (письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24). О сроках в рекомендациях не говорится, поэтому есть вероятность, что работать по ним придется и в следующем учебном году, если коронавирус не отступит.

Рекомендации описывают требования и к помещению школы, и к организации работы с детьми, но не дают конкретных решений. Редакция оценила, насколько реально выполнить требования, и предложила несколько решений для сложных ситуаций.

 

Провести генеральную уборку

 

Перед открытием организации провести генеральную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму (п. 1).

 

Сделать уборку нужно один раз перед тем, как школа начнет работать в штатном режиме и в нее вернутся дети.

 

Закрепить за каждым классом отдельное помещение

 

Закрепить за каждым классом (группой) учебное помещение (групповую), организовав предметное обучение и пребывание в строго закрепленном за каждым классом (группой) помещении. Исключить общение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) во время перемен и при проведении прогулок (п. 2).

 

Выполнить это требование без дополнительных усилий вы сможете, если количество кабинетов в школе больше или равно количеству классов. Придется отказаться от перемещения учеников 5-11-х классов по школе.

Если кабинетов недостаточно, вы можете организовать обучение в две смены. Так одно помещение будет закреплено за двумя классами. Но между сменами кабинет нужно будет тщательно убирать и проветривать.

Еще один вариант решения проблемы с нехваткой кабинетов – ввести комбинированное обучение, когда школьники часть недели учатся очно, а часть – дистанционно. Чем младше дети, тем больше времени они должны проводить в школе, так как им сильнее нужна поддержка учителя. Для более взрослых учеников, количество «присутственных» дней можно сократить, но расписание в эти дни загрузить максимально. На дистант можно вынести предметы, по которым в перспективе не будет экзаменов: музыку, технологию, ИЗО, ОБЖ.

Педагогам в этом случае поручите пересмотреть календарно-тематическое планирование программ так, чтобы в школе изучать сложные темы и проводить практические занятия, а отработку и повторение реализовать через дистант. При таком подходе вы не только сможете сократить количество нежелательных контактов для учеников и педагогов, но и поможете школьникам качественно освоить программу и не нарушите СанПиН.

 

Сократить число учеников в классе

 

По возможности сократить число обучающихся и воспитанников в классе (группе) (п. 3).

 

По формулировке рекомендации видно, что в Роспотребнадзоре понимают, как сложно ее исполнить. Поэтому состав классов рекомендуют сокращать «по возможности». На практике реализовать это затруднительно. Даже если количество кабинетов в школе позволит поделить классы, это существенно увеличит нагрузку педагогов.

Если возможности школы позволяют, то директор утверждает с педагогами новую нагрузку и оплату за нее. Классы формируйте так, чтобы ученики сидели за партой по одному. Идеально, если удастся рассадить школьников в кабинете зигзагом на дистанции в 1,5 метра друг от друга.

 

Не объединять учеников на продленке

 

Исключить объединение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) в одну группу продленного дня, не допускать формирование «вечерних дежурных» групп (п. 4).

 

Оптимальный вариант действий, чтобы выполнить рекомендацию, – не открывать группы продленного дня. Так вы сможете оградить учеников и педагогов от нежелательных контактов.

Другой вариант – привлечь к работе в группах продленного дня педагогов допобразования. Школьники, которые зачислены в группы, после окончания занятий не уходят домой, а остаются в кабинете, который закреплен за классом.

В рекомендациях такого пункта нет, но из п. 4 логически вытекает, что занятия дополнительного образования в школе также лучше не проводить. Ведь на них придут дети из разных классов, а рекомендации наоборот требуют максимально разобщить школьников.

 

Не проводить массовые мероприятия

 

Исключить проведение массовых мероприятий (п. 5).

 

Под массовыми в этом пункте понимаются все мероприятия, в которых участвуют ученики более чем одного класса. Это значит, что нужно отменить концерты, общие для нескольких классов уроки и подобные занятия.

Пересмотрите планы воспитательной и внеурочной работы. Временно исключите из них массовые мероприятия или переведите их в дистанционный формат.

 

Организовать «утренний фильтр»

 

Обеспечить проведение ежедневных «утренних фильтров» с обязательной термометрией (целесообразно использовать бесконтактные термометры) с целью выявления и недопущения в организации обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), сотрудников с признаками респираторных заболеваний при входе в здание, исключив скопление детей и их родителей (законных представителей) при проведении «утреннего фильтра»
(п. 6).

Обеспечить незамедлительную изоляцию обучающихся и воспитанников с признаками респираторных заболеваний, до прихода родителей (законных представителей) или приезда бригады скорой помощи (п. 9).

 

Это вполне реальное требование. Утренний фильтр организуйте и для детей, и для сотрудников. Чтобы не собирать у входа толпу, регламентируйте, когда и какие классы должны приходить в школу. Информацию сообщите ученикам и родителям. Если у школы несколько входов, задействуйте все, это также поможет избежать столпотворения. Еще предусмотрите помещение, в которое будете помещать детей, если обнаружите у них признаки болезни.

 

Обеспечить санитарные условия

 

Установить при входе в здание дозаторы с антисептическим средством для обработки рук (п. 7).

Проводить во время перемен (динамических пауз) и по окончанию работы текущую дезинфекцию помещений (обработка рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, помещений пищеблоков, мебели, санузлов, вентилей кранов, спуска бачков унитазов). Дезинфицирующие средства использовать в соответствии с инструкциями производителя в концентрациях для вирусных инфекций (п. 11).

Обеспечить дезинфекцию воздушной среды с использованием приборов для обеззараживания воздуха (п. 12).

Обеспечить после каждого урока проведение в отсутствие обучающихся сквозного проветривания помещений и групповых помещений в отсутствие детей (п. 13).

Обеспечить обработку обеденных столов до и после каждого приема пищи с использованием моющих и дезинфицирующих средств (п. 14).

Усилить контроль за организацией питьевого режима, обратив особое внимание на обеспеченность одноразовой посудой и проведением обработки кулеров и дозаторов (п. 17).

Обеспечить постоянное наличие мыла, туалетной бумаги в санузлах для детей и сотрудников, установить дозаторы с антисептическим средством для обработки рук (п. 18).

 

Все эти рекомендации «технические». Ответственность за их выполнение лежит на заместителе по АХР и педагогах, которые отвечают за кабинеты. На время работы в специальных условиях за кабинеты отвечают классные руководители классов, которые учатся в кабинете. На стендах в кабинетах поручите разместить график проветриваний и кварцевания, если в школе есть специальные лампы.

Еще один объект контроля – питьевой режим. В идеале у каждого класса должен быть собственный кулер или дозатор и набор одноразовой посуды. Если источник воды общий на несколько помещений, то школьники должны соблюдать дистанцию, когда набирают воду.

 

Развести классы по времени

 

Пересмотреть режим работы организации, в т. ч. расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен, в целях максимального разобщения классов (групп).

 

Чтобы выполнить это требование, в расписании нужно предусмотреть сдвиг времени начала уроков. Ориентируйтесь на физическое расположение классов внутри школы. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. На первом этаже школы три холла. В каждом холле по 4 кабинета. Перемена длится 15 минут. Ученики, которые учатся в кабинете 1 в первом холле, начинают занятия в 8:30, в кабинете 2 – в 8:45, в кабинете 3 – в 9:00, в кабинете 4 – 9:15. Такой сдвиг по времени начала занятий внутри одного холла позволит школьникам не пересекаться на переменах.

 

Проводить занятия на открытом воздухе

 

С учетом погодных условий максимально организовать пребывание детей и проведение занятий на открытом воздухе. Использовать открытую спортивную площадку для занятий физической культурой, сократив количество занятий в спортивном зале.

 

Выполнимость этой рекомендации зависит от расположения школы. Если в вашей школе нет уличной площадки и достаточной пришкольной территории, организовать пребывание детей на воздухе будет затруднительно. Если же ресурс есть, то поручите педагогам физической культуры пересмотреть программу, чтобы максимальное количество занятий провести на воздухе.

Остальным учителям также рекомендуйте продумать, какие уроки они могли бы провести на улице. Например, урок-практикум по биологии или окружающему миру, рисование с натуры на уроке ИЗО.

 

Усилить гигиеническое воспитание

 

Усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей). Обеспечить контроль за соблюдение правил личной гигиены обучающимися и сотрудниками.

 

Поручите классным руководителям пересмотреть планы воспитательной работы. Пусть запланируют классные часы о личной гигиене и правилах поведения в условиях риска заразить коронавирусом.

Педагогу-психологу и социальному педагогу поручите организовать просветительский лекторий для родителей. Оптимально проводить лекции в дистанционном формате.

Разместите на стендах и сайте школы актуальную информацию о правилах личной гигиены, принципах здорового образа жизни, экологической культуре. Пусть технический специалист создаст отдельный раздел сайта, где будет вся необходимая информация. Когда придет проверка, вы сможете продемонстрировать раздел, чтобы подтвердить, что работа ведется.

 

Лесных Н.В.